Анализ стихотворения "Дума" (Лермонтов)
Итоговым стихотворением и по жанру, и по мотивам, и по пафосу считал «Думу» известный исследователь поэзии М.Ю. Лермонтова Б.М. Эйхенбаум. Тема обречённости, тоски, личной неудовлетворённости раскрывается в стихотворении предельно обобщённо через стремление «разбудить» поколение после апатии и «сна», наступивших вследствие разгрома декабристского движения в 1825 году. После разгрома декабрьского восстания 1825 года в обществе воцарились разочарование, стремление уйти от общественных проблем, равнодушие к вопросам политики. Молодые люди, ровесники которых ещё вчера взошли на эшафот ради Отечества, готовы были отказаться от наследия их идей. Позиция многих современников вызывает в поэте отчаяние и боль. Основная мысль Лермонтова формулируется уже в первых строках стихотворения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поколение 30—40-х годов XIX века получило от своих предшественников два типа наследства: «богатство» отцов, презревших смертельную опасность и вышедших на Сенатскую площадь 14 декабря, и наследство «позднего ума» — разочарование и отказ от попыток действия. Какое из наследств выберет новое поколение? Симпатии и позиция Лермонтова очевидны: ему горек «поздний ум», ведущий к бездействию и общественному унынию. «Дума» Лермонтова многими нитями связана с поэзией одного из поэтических идеологов декабризма — К.Ф. Рылеева. Эта связь проявляется в жанре (дума), высоком гражданском пафосе. Но, пожалуй, самая глубокая связь существует между «Думой» и романом Лермонтова «Герой нашего времени». Можно сказать, что «Дума» - это поэтически сконцентрированная идея романа, своеобразный эпиграф к нему. Сразу же после публикации стихотворение стало наиболее читаемым и цитируемым произведением, особенно среди молодёжи: оно отвечало их исканиям и духовным потребностям. В осуждении духовной лености, бездействия, апатии кроется центральная идея «Думы», подчёркнутая не только лексикой, но и кольцевой композицией стихотворения. Основная мысль, выраженная в первой строфе, завершается в заключительной строфе-приговоре. Особый лиризм стихотворения состоит в том, что автор не отделяет себя от своего поколения. Ю.М. Лотман писал по этому поводу: «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким». Однако лирическое «я» автора преодолевает инерцию равнодушия и самодовольства, вырывается на волю и преображается в страстное неприятие безразличия, непримиримость к нему, безудержный призыв к действию взамен покоя. Поэтическая мысль «Думы» воплощается в движении от печального раздумья и элегических интонаций в начале стихотворения к трагическому и бескомпромиссному обобщению в его финале, от романтических высоких нот до горькой иронии, почти сарказма. С лермонтовской «Думы» начинается новая жанровая традиция: социальной элегии, в которой соединены общественная боль и отрицание, трагизм и сарказм, обвинение поколения, которому принадлежит и сам автор. Эти грани социальной элегии отразились в дальнейшем в поэзии А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока и многих других русских поэтов. Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2929
| |