Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Крылов И.А.

Анализ басни "Свинья под дубом" Крылова

  • Статья
  • Еще по теме

В басне Крылова "Свинья под дубом" (1835) Свинья представляет собой аллегорическое воплощение бескультурья, необразованности и неблагодарности, именно эти негативные качества высмеиваются в этом образе.

Автор создаёт интересную сюжетную ситуацию: сначала Свинья "использует" Дуб, "наелась до отвала" желудей и "выспалась под ним", после чего начинает "рылом подрывать у Дуба корни". Вместо благодарности за приют и еду она начинает губить дерево, нимало не задумываясь о том, что такое ее поведение по меньшей мере неприлично, ведь за добро принято благодарить. Когда же ворон пытается ей объяснить, что "ведь это дереву вредит", Свинья даёт ему отповедь, полностью проявляя и свой дикий, неблагодарный характер, и своё скудоумие: "Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею...".

Упрямое невежество считает, что оно обладает правом судить и выносить приговор, не понимая, что тем самым показывает себя с плохой (но подлинной своей?) стороны, но ведь именно Свинья пытается доказать, что она права, что такое её поведение правильное... Но всё расставляет по своим местам финальная реплика Дуба, которая показывает неумение Свиньи мыслить, неумение видеть что-то, что выходит за рамки её узкого, примитивного взгляда на вещи - "поднять вверх рыло" ей практически невозможно, она-то всегда смотрит только вниз, в грязь, в которой откапывает себе пищу.

В данном случае мораль басни "Свинья под дубом" Крылова несколько "оторвана" от басенного сюжета, в ней автор выходит на обобщение, сравнивая изображенную в произведении ситуацию с отношением невежды к "наукам и ученью": "Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды". Таким образом, мораль басни Крылова "Свинья под дубом", анализ которой мы провели, многозначна, она может быть применена и к достаточно приземленной, бытовой ситуации (неблагодарность), и к более обобщенным картинам действительности, к вопросам образования и отношения к нему тех, кто не отличается высоким уровнем образованности.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

🔍 смотри также:
Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12335