Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Творчество Гончарова И.А. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества И.А. Гончарова

2. Роман "Обыкновенная история"

3. Роман "Обломов"

1. Характеристика творчества И.А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) является выдающимся классиком русской литературы второй половины XIX в. Гончаров создавал свои произведения на основе живых впечатлений от провинциальной жизни в г. Симбирске, учебы в Москве, государственной службы. Тесное сотрудничество с В. Г. Белинским также оказало влияние на Гончарова.

К ранним произведениям Гончарова принадлежат следующие:

      повести "Лихая болесть", "Счастливая ошибка", "Нимфодора Ивановна";

      очерк "Иван Савич Поджабрин".

Наиболее значимыми и известными являются следующие романы Гончарова:

      "Обыкновенная история" (1846);

      "Обломов" (1849-1859);

      "Обрыв" (1876).

Гончаров написал множество литературных критических статей, в которых анализировал творчество и своих современников, и предшественников. Известны следующие критические статьи Гончарова:

      "Мильон терзаний" (1872), посвященная комедии Грибоедова "Горе от ума" и включающая в себя следующие мысли о данной комедии:

•        живость и актуальность, а также индивидуальность и непохожесть на другие комедии;

•        правдивое воссоздание картины московских нравов времен Грибоедова;

•        передача сатиры, живого языка, морали;

•        яркая обрисовка живых типов Фамусова, Молчалина, Скалозуба;

•        анализ образа и характера главного героя — Чацкого: он положительно умен (в чем сомневался Пушкин, анализируя этого героя); у него есть душа, и как личность он превосходит и пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина; является выразителем новой эпохи, а не бездеятельным мальчишкой и "лишним человеком"; выполняет функцию борца, обличителя всего старого и отжившего (в отличие от Онегина и Печорина);

      "Опять "Гамлет" на русской сцене", повествующая о постановке пьес Шекспира на русской сцене;

      работы, посвященные анализу творчества А.Н. Островского: "Отзыв о драме "Гроза" Островского" (1860) и "Материалы, заготовленные для критической статьи об Островском" (1874);

      "Лучше поздно, чем никогда" (1879), посвященная собственному роману "Обрыв", где он широко осмыслил развитие своих идей и образов от раннего наброска до позднего состоявшегося романа и указал на связь всех трех романов, которая заключается в том, что каждый из героев — Петр Адулаев, Штольц и Тушин — является выразителем важных тенденций общественного развития в России;

      " Заметки о личности Белинского" (1873—1874).

К поздним художественным произведениям Гончарова относятся следующие:

      "Слуги дворцового времени" (о жизни дворовых людей);

      "Поездка по Волге";

      очерк "Литературный вечер" (критика антидемократического творчества и дилетантства в литературе);

      "Май месяц в Петербурге" (изображение своего дома).

2. Роман "Обыкновенная история"

Роман Обыкновенная история" (1846) является первым крупным произведением Гончарова. Этот роман можно охарактеризовать следующим образом:

      действие охватывает временной отрезок с 1830 по 1843 г., т. е. около 14 лет, что позволило автору воссоздать широкую картину реальности русской жизни 30—40-х гг.;

      показаны различные слои общества: чиновники, мещанство, буржуазия, светское общество, деревенские помещики с патриархальным укладом жизни;

      центральным конфликтом выступает противостояние романтического "юноши" и буржуазной морали и людей, ее исповедующих, в частности его столкновение с собственным дядей, и в этом противостоянии, по замыслу автора, выражен конфликт и ломка всего старого в русском обществе второй половины XIX в. — старых понятий о дружбе и любви, поэзии праздности, маленькой семейной лжи и т. п.;

      описывает утрату романтических иллюзий центральным героем –Александром Адуевым, и эта романтичность героя рассматривается автором как бесполезная, ненужная и мешающая полезному существованию вещь;

      показывает "обыкновенность", типичность для того времени эволюции натуры главного героя, в которой отражаются настроения и характеры многих молодых людей того времени;

      раскрывает причины праздности и пустой романтичности героя, которые кроются в первую очередь в его окружении и воспитании: барской обеспеченности, неприученности к труду, обеспеченности, готовности людей вокруг него выполнять в любую минут все его прихоти;

      автор развенчивает романтические устремления своего героя.

Художественное своеобразие романа "Обыкновенная история" заключается в следующем:

      последовательность передачи "обыкновенности" истории героя — его превращения из бесплотного романтика в дельца — через построение романа, которое имеет следующие особенности:

•        две части, в каждой из которых присутствует шесть глав и эпилог;

•        описание в эпилоге женитьбы героя без любви, но со строгим расчетом;

•        сопоставление племянника (главного героя) с дядей, черты которого и появляются у главного героя в конце романа;

•        реализация закона симметрии и контраста;

•        единая интрига в обеих частях романа;

      чистый, ясный и гибкий язык изложения, что усиливает ценность произведения.

Роман "Обыкновенная история" имеет важное общественное и литературное значение, которое заключается в следующем:

      наносит удар по романтизму, провинциальной мечтательности и буржуазной делецкой морали, которая не принимает в расчет человеческие качества и душу;

      обозначает ведущие тенденции и правила жизни современного автору общества;

      рисует портрет типичного молодого человека того времени — "героя времени";

      показывает правдивые картины реальности тог о времени;

      утверждает принцип реализма в отображении действительности;

      демонстрирует основной принцип автора - реалистичное, объективное отношение к своему герою;

      вносит вклад в развитие жанра социально-психологического романа;

      злободневно по своему содержанию и поднимает один из важнейших вопросов человеческого существования: как и для чего надо жить.

3. Роман "Обломов"

Роман "Обломов" - второй по счету - Гончаров создавал в течение почти 10 лет (1849—1859), и это произведение принесло автору широкую известность. Центральное место в романе отводится образу и судьбе главного героя — Ильи Ильича Обломова, и этому подчинены все сюжетные мотивы, что делает данный роман монографическим и в этом смысле ставит его в один ряд с "Евгением Онегиным" Пушкина, "Героем нашего времени" Лермонтова и " Рудиным" Тургенева. Образ главного героя можно охарактеризовать следующим образом:

      использование ряда литературных и жизненных прототипов, среди которых можно выделить следующие:

•        жизненные прототипы:

-        Козырев, Гастурин, Якубов, черты которых — леность, пассивность, отсутствие желания деятельности, бесплотная мечтательность — воплотились в образе Обломова;

-        сам автор и некоторые его черты его характера;

•        литературные прототипы:

-        гоголевские персонажи: Подколесин, Манилов, Тентентников;

-        персонажи самого Гончарова: Тяжеленко, Егор и Александр Одуевы;

      своеобразие портрета, которое заключается в следующем:

•        выразительность и обобщенность черт;

•        равноценность типа героя Обломова таким вечным мировым образам, как Прометей, Геракл, Гамлет, Дон Кихот, Фауст, Хлестаков;

•        присутствие не только отрицательных черт (леность, пассивность, отход от жизни и стремление к покою в "раковине"), но и положительных (мягкость, душевность, совестливость);

      использование фамилии главного героя как его "визитной карточки", говорящей о том, что жизнь как бы "обломала" этого человека и он не сумел преодолеть собственной лени и принести какую-то пользу обществу;

      отражение русского национального характера в образе Обломова, на что указывает Н.А. Добролюбов, называя Обломова "коренным типом" русского характера.

Художественное своеобразие романа "Обломов'' заключается в следующем:

      широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет;

      неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия "обломовщина", которое емко отражает все черты не только конкретного героя романа, но и целого поколения молодых людей;

      простота интриги;

      развернутость экспозиции;

      прием инверсии в сюжете, которая заключается в раскрытии прошлого героя не в начале повествования, а с некоторым запозданием — в 6-й и 9-й главах;

      контрастность в изображении главных героев (Обломов - Штольц, Ольга - Пшеницына);

      внутренний драматизм;

      обилие диалогов;

      моноцентричность;

      симметрия композиции;

      психологизм, позволяющий назвать данный роман социально-психологическим, и об этом свидетельствуют следующие его черты:

•        продолжение и развитие гоголевских традиций:

-        поиск, описание и глубокий анализ деталей характера героев;

-        подробности в описании быта и бытовых ситуаций;

•        сочетание объективности изложения с субъективной аналитичностью;

•        широкое описание реалий российской жизни;

•        широкое обобщение обломовщины;

•        психологическое исследование личности угасающего человека;

•        освещение явления и предмета с каждой стороны, подробность;

      своеобразие языка, которое заключается в следующем:

•        чистота, легкость и простота, обеспечиваемые введением в текст пословиц, метких сравнений, эпитетов;

•        индивидуализированность речи каждого из героев, основанная на их характерах, социальном положении, нравах и т. п.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12937