Творчество Гончарова И.А. (конспект лекции)
1. Характеристика творчества И.А. Гончарова 2. Роман "Обыкновенная история" 3. Роман "Обломов" 1. Характеристика творчества И.А. ГончароваИван Александрович Гончаров (1812-1891) является выдающимся классиком русской литературы второй половины XIX в. Гончаров создавал свои произведения на основе живых впечатлений от провинциальной жизни в г. Симбирске, учебы в Москве, государственной службы. Тесное сотрудничество с В. Г. Белинским также оказало влияние на Гончарова. К ранним произведениям Гончарова принадлежат следующие: ✓ повести "Лихая болесть", "Счастливая ошибка", "Нимфодора Ивановна"; ✓ очерк "Иван Савич Поджабрин". Наиболее значимыми и известными являются следующие романы Гончарова: ✓ "Обыкновенная история" (1846); ✓ "Обломов" (1849-1859); ✓ "Обрыв" (1876). Гончаров написал множество литературных критических статей, в которых анализировал творчество и своих современников, и предшественников. Известны следующие критические статьи Гончарова: ✓ "Мильон терзаний" (1872), посвященная комедии Грибоедова "Горе от ума" и включающая в себя следующие мысли о данной комедии: • живость и актуальность, а также индивидуальность и непохожесть на другие комедии; • правдивое воссоздание картины московских нравов времен Грибоедова; • передача сатиры, живого языка, морали; • яркая обрисовка живых типов Фамусова, Молчалина, Скалозуба; • анализ образа и характера главного героя — Чацкого: он положительно умен (в чем сомневался Пушкин, анализируя этого героя); у него есть душа, и как личность он превосходит и пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина; является выразителем новой эпохи, а не бездеятельным мальчишкой и "лишним человеком"; выполняет функцию борца, обличителя всего старого и отжившего (в отличие от Онегина и Печорина); ✓ "Опять "Гамлет" на русской сцене", повествующая о постановке пьес Шекспира на русской сцене; ✓ работы, посвященные анализу творчества А.Н. Островского: "Отзыв о драме "Гроза" Островского" (1860) и "Материалы, заготовленные для критической статьи об Островском" (1874); ✓ "Лучше поздно, чем никогда" (1879), посвященная собственному роману "Обрыв", где он широко осмыслил развитие своих идей и образов от раннего наброска до позднего состоявшегося романа и указал на связь всех трех романов, которая заключается в том, что каждый из героев — Петр Адулаев, Штольц и Тушин — является выразителем важных тенденций общественного развития в России; ✓ " Заметки о личности Белинского" (1873—1874). К поздним художественным произведениям Гончарова относятся следующие: ✓ "Слуги дворцового времени" (о жизни дворовых людей); ✓ "Поездка по Волге"; ✓ очерк "Литературный вечер" (критика антидемократического творчества и дилетантства в литературе); ✓ "Май месяц в Петербурге" (изображение своего дома). 2. Роман "Обыкновенная история"Роман Обыкновенная история" (1846) является первым крупным произведением Гончарова. Этот роман можно охарактеризовать следующим образом: ✓ действие охватывает временной отрезок с 1830 по 1843 г., т. е. около 14 лет, что позволило автору воссоздать широкую картину реальности русской жизни 30—40-х гг.; ✓ показаны различные слои общества: чиновники, мещанство, буржуазия, светское общество, деревенские помещики с патриархальным укладом жизни; ✓ центральным конфликтом выступает противостояние романтического "юноши" и буржуазной морали и людей, ее исповедующих, в частности его столкновение с собственным дядей, и в этом противостоянии, по замыслу автора, выражен конфликт и ломка всего старого в русском обществе второй половины XIX в. — старых понятий о дружбе и любви, поэзии праздности, маленькой семейной лжи и т. п.; ✓ описывает утрату романтических иллюзий центральным героем –Александром Адуевым, и эта романтичность героя рассматривается автором как бесполезная, ненужная и мешающая полезному существованию вещь; ✓ показывает "обыкновенность", типичность для того времени эволюции натуры главного героя, в которой отражаются настроения и характеры многих молодых людей того времени; ✓ раскрывает причины праздности и пустой романтичности героя, которые кроются в первую очередь в его окружении и воспитании: барской обеспеченности, неприученности к труду, обеспеченности, готовности людей вокруг него выполнять в любую минут все его прихоти; ✓ автор развенчивает романтические устремления своего героя. Художественное своеобразие романа "Обыкновенная история" заключается в следующем: ✓ последовательность передачи "обыкновенности" истории героя — его превращения из бесплотного романтика в дельца — через построение романа, которое имеет следующие особенности: • две части, в каждой из которых присутствует шесть глав и эпилог; • описание в эпилоге женитьбы героя без любви, но со строгим расчетом; • сопоставление племянника (главного героя) с дядей, черты которого и появляются у главного героя в конце романа; • реализация закона симметрии и контраста; • единая интрига в обеих частях романа; ✓ чистый, ясный и гибкий язык изложения, что усиливает ценность произведения. Роман "Обыкновенная история" имеет важное общественное и литературное значение, которое заключается в следующем: ✓ наносит удар по романтизму, провинциальной мечтательности и буржуазной делецкой морали, которая не принимает в расчет человеческие качества и душу; ✓ обозначает ведущие тенденции и правила жизни современного автору общества; ✓ рисует портрет типичного молодого человека того времени — "героя времени"; ✓ показывает правдивые картины реальности тог о времени; ✓ утверждает принцип реализма в отображении действительности; ✓ демонстрирует основной принцип автора - реалистичное, объективное отношение к своему герою; ✓ вносит вклад в развитие жанра социально-психологического романа; ✓ злободневно по своему содержанию и поднимает один из важнейших вопросов человеческого существования: как и для чего надо жить. 3. Роман "Обломов"Роман "Обломов" - второй по счету - Гончаров создавал в течение почти 10 лет (1849—1859), и это произведение принесло автору широкую известность. Центральное место в романе отводится образу и судьбе главного героя — Ильи Ильича Обломова, и этому подчинены все сюжетные мотивы, что делает данный роман монографическим и в этом смысле ставит его в один ряд с "Евгением Онегиным" Пушкина, "Героем нашего времени" Лермонтова и " Рудиным" Тургенева. Образ главного героя можно охарактеризовать следующим образом: ✓ использование ряда литературных и жизненных прототипов, среди которых можно выделить следующие: • жизненные прототипы: - Козырев, Гастурин, Якубов, черты которых — леность, пассивность, отсутствие желания деятельности, бесплотная мечтательность — воплотились в образе Обломова; - сам автор и некоторые его черты его характера; • литературные прототипы: - гоголевские персонажи: Подколесин, Манилов, Тентентников; - персонажи самого Гончарова: Тяжеленко, Егор и Александр Одуевы; ✓ своеобразие портрета, которое заключается в следующем: • выразительность и обобщенность черт; • равноценность типа героя Обломова таким вечным мировым образам, как Прометей, Геракл, Гамлет, Дон Кихот, Фауст, Хлестаков; • присутствие не только отрицательных черт (леность, пассивность, отход от жизни и стремление к покою в "раковине"), но и положительных (мягкость, душевность, совестливость); ✓ использование фамилии главного героя как его "визитной карточки", говорящей о том, что жизнь как бы "обломала" этого человека и он не сумел преодолеть собственной лени и принести какую-то пользу обществу; ✓ отражение русского национального характера в образе Обломова, на что указывает Н.А. Добролюбов, называя Обломова "коренным типом" русского характера. Художественное своеобразие романа "Обломов'' заключается в следующем: ✓ широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет; ✓ неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия "обломовщина", которое емко отражает все черты не только конкретного героя романа, но и целого поколения молодых людей; ✓ простота интриги; ✓ развернутость экспозиции; ✓ прием инверсии в сюжете, которая заключается в раскрытии прошлого героя не в начале повествования, а с некоторым запозданием — в 6-й и 9-й главах; ✓ контрастность в изображении главных героев (Обломов - Штольц, Ольга - Пшеницына); ✓ внутренний драматизм; ✓ обилие диалогов; ✓ моноцентричность; ✓ симметрия композиции; ✓ психологизм, позволяющий назвать данный роман социально-психологическим, и об этом свидетельствуют следующие его черты: • продолжение и развитие гоголевских традиций: - поиск, описание и глубокий анализ деталей характера героев; - подробности в описании быта и бытовых ситуаций; • сочетание объективности изложения с субъективной аналитичностью; • широкое описание реалий российской жизни; • широкое обобщение обломовщины; • психологическое исследование личности угасающего человека; • освещение явления и предмета с каждой стороны, подробность; ✓ своеобразие языка, которое заключается в следующем: • чистота, легкость и простота, обеспечиваемые введением в текст пословиц, метких сравнений, эпитетов; • индивидуализированность речи каждого из героев, основанная на их характерах, социальном положении, нравах и т. п. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13277
| |