Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

"Невский проспект": описание и анализ повести из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Невский проспект» — повесть Н.В. Гоголя. Создана в 1833—1834 гг. Впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (СПб., 1835. Ч.2). Позднее повесть открыла третий том «Сочинений» 1842 г. Будучи подчиненной строгой композиции всего цикла повестей, она непосредственно соотнесена с окончанием его — «Римом». К ее литературному фону принадлежат произведения Бальзака, Ж. Жанена, Ф. Булгарина, петербургская журналистика.

Обращаясь в «Невском проспекте» к картинам демонической жизни, Гоголь осмысливает причины ее одержимости и опустошенности. Невский проспект — метафора ада, который обустраивает сатана на земле. Демон силится придать видимость светоприсутствия, и этому подчинился человек, принявший обман за истину. Причуды зла неограниченны в городе-иллюзионе. Герой повести Пискарев, пораженный превращением красавицы в обитательницу публичного дома, задумывается о двойственности человека и предпочтении, оказываемом «адскому духу».

Если герой разочарован, то автор проникает в суть явлений. Герой-мечтатель дорог создателю «Невского проспекта» верой в божественное совершенство душевной гармонии и любви, неведением метаморфоз зла, но Гоголь показывает несостоятельность такой романтической возвышенности, уязвимость этой мечтательности. Сонные наваждения Пискарева, опиумные видения еще более разрушают цельность, результат чего — потеря себя, попадание во власть дьявола, о реальном существовании которого узнает романтик. Соответствующий итог — гибель души, самоубийство. Гоголь же требует от личности трезвения, духовного бодрствования, отдания воли творцу. Писателя волнует, как воздействует атмосфера петербургской действительности на мечтателя.

Не менее интересен ему и «пошлый» тип, двойник Пискарева Пирогов, и место того в фантасмагорическом пространстве. Изображение двух героев, двух способов мироотношения должно показать бытие в его целостности. В основе повести «Невский проспект» Гоголя лежит принцип зеркального отражения. Если Пискарев преследует волшебный образ красавицы, а попадает в обстоятельства пошлейшей действительности, то Пирогов из рамок обыденности включается в комическую гиперболу немецкого дома. Его обитатели — сниженные двойники Шиллера и Гофмана, эстетических столпов русского романтизма. Травестия порождает гротесковую ситуацию. Пародируется романтическая фантастика, иронически обытовляется авантюрный сюжет (любовная интрига, любовный треугольник), он не получает в повести традиционной развязки. Одновременно через абсурдность событий объясняется тип петербургского обывателя.

Оскудение и опошление Гоголь связывает с демоническим произволом. Само соединение реального и фантастического, их взаимное перетекание друг в друга близко к поэтике «Пиковой дамы» Пушкина. Эта метаморфоза реальности осуществима из-за вмешательства инфернального начала в течение жизни, из-за искажения ее в преломлениях ложного света. Но в отличие от романтиков, Гоголь видит зараженность всего мира. Драматизм «физиологических» картин «Невского проспекта» обусловлен эсхатологической направленностью авторской мысли. «Невский проспект» задает в цикле гоголевских повестей план исторического конца. Важен и авторский голос, предвосхищающий учительное начало в «Мертвых душах» и «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь, изображая бесценностный мир и мир крушимых ценностей, взывает к очищению воли, к чистоте помыслов и сердца, к разделению света ложного и истинного, к жизни «внутреннего человека».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2489