Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

"Одним толчком согнать ладью живую...": анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

"Одним толчком согнать ладью живую…" (28 октября 1887) - философские размышления Фета о сущности поэтического творчества и роли в обществе поэта и поэзии, в которых автор отстаивает эстетику "чистого искусства", однако делает это не прямолинейно, а с помощью сложной системы образов, рисующих поэтическое творчество как особого рода озарение. Именно поэтому лирический герой настаивает на неповторимости, "однократности" творческого акта ("один толчок", "одна волна", "единый звук"), на необходимости искать и находить нечто, что неподвластно тем, кто не является "певцом избранным", кто не отмечен высшим даром.

По мнению лирического героя стихотворения "Одним толчком согнать ладью живую…", творчество представляет собой обязательное преображение действительности, преодоление ее устоявшихся форм ("наглаженных отливами песков"), создание мира, который до прикосновения к нему художника не существовал - для этого поэту необходимо быть готовым к резким изменениям жизни, обладать поэтическим чутьём ("Учуять ветр с цветущих берегов"), уметь слушать самого себя ("дать сладость тайным мукам") и одновременно понимать и принимать то, что ему пока что чуждо: "Чужое вмиг почувствовать своим..." Все это присуще подлинному поэту, всё это объясняет его подлинность как художника слова "Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!".

В раскрытии темы поэта и поэзии Фет очень близок к Пушкину, однако поэтика его стихотворения "Одним толчком согнать ладью живую", анализ которого мы провели, глубоко оригинальна, его образная система создана в русле своеобразия его собственного поэтического видения мира.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

🔍 смотри также:
Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7395