Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

Анализ стихотворения "Какое счастие: и ночь, и мы одни!.." (сочинение)

А.А. Фета принято считать великолепным мастером пейзажа. В этом отношении его стихи могут легко соперничать с полотнами живописцев. В передаче тонов и полутонов, неуловимого перехода от света к тени ему, пожалуй, нет равных, что позволяет назвать его поэтом-импрессионистом. Такая особенность лирики Фета объясняется, на мой взгляд, тем, что в его стихах описание природы неотделимо от самых сокровенных — любовных и творческих — переживаний лирического героя, тесно сопряжено с ними.

В стихотворении «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» поэт уже в одной этой первой строке рисует картину свидания лирического героя с его возлюбленной, передаёт переживаемый героем восторг, настраивает читателя на определённую лирическую волну. Очарование чудесной ночи выражено словами, обозначающими блеск, свечение. Поэт не прибегает к ярким эпитетам, но пейзаж при этом предстаёт зримым, он запечатлён не фотографически, а в сиянии и сверкании речных и звёздных бликов:

Река — как зеркало и вся блестит звездами...

Изображённый пейзаж своеобразен тем, что он воспринимается не отстранённо, а глазами лирического героя, который находится как бы в самом центре этой волшебной ночи. Третья и четвёртая строки создают ощущение глубины, чистоты и необъятности ночного неба, что соответствует искренности чувства, безраздельно владеющего героем:

А там-то... голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

Восторг переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений, повторяющихся восклицаний с использованием экспрессивного междометья «О!»: «О, называй меня безумным!», «О, слушай! о, пойми!». Высокая степень любовных переживаний лирического героя выражается при помощи градации («не могу молчать, не стану, не умею») — этот приём позволяет усилить общую интонацию второй строфы и её последнего стиха, передать предельный накал чувства, неподвластного разуму. Этой же цели служит, на мой взгляд, применение стилистически однородных конструкций, ритмических параллельных повторов в пределах двух смежных стихов:

Я болен; я влюблён; но, мучась и любя, —

О, слушай! о, пойми! — я страсти не скрываю...

В последних двух строках стихотворения лирический герой обобщает свои переживания, облекая их в форму страстного и откровенного признания, в котором логический акцент делается на словах «тебя» и «люблю» с их повторением в разном порядке:

И я хочу сказать, что я люблю тебя —

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Таким образом, стихотворение А.А. Фета «Какое счастие: и ночь и мы одни!..» построено в традиционной для этого поэта манере: из описания пейзажа берёт начало движение любовных переживаний героя, которое по мере их выражения усиливается и достигает кульминации в последнем стихе последней строфы. Это позволяет сказать, что по своей композиции, лексике, синтаксическому строю и характеру лирического героя данное стихотворение традиционно для поэзии Фета в целом.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Фет А.А. | Добавил: katerina510 (28.07.2017)
Просмотров: 409 | Теги: Какое счастие и ночь и мы одни
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar