Владимир Даль: обзор творчества писателя
Неутомимый собиратель фольклора — песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, лубочных картинок, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», — Владимир Даль был и незаурядным беллетристом. Его богатый опыт моряка, военного врача, чиновника особых поручений в Оренбургском крае, так же как и личные связи с литераторами своего времени, дружба с Пушкиным, — все это сформировало Даля как своеобразного писателя, развивавшегося в русле «натуральной школы». С самого начала литературной деятельности — повести «Цыганка» (1830) и принесших известность автору «Русских сказок» (1832), подписанных псевдонимом Казак Луганский, — он обнаружил тяготение к бытовым зарисовкам в духе позднее сложившегося «физиологического очерка», к широчайшему использованию в тексте пословиц, метких образных словечек и других форм фольклора. Критика высоко оценила «Цыганку». Сатирическая направленность сказок вызвала их запрещение. Это на время приостановило работу писателя, заставило его обратиться к созданию ряда этнографических очерков из жизни народов Турции, Польши, Молдавии. Поездки по Оренбургскому краю дали свежий материал для освещения быта и нравов казахов. В 1839 г. в «Отечественных записках» появилась повесть «Бедовик». Это, по словам Белинского, «лучшее произведение Казака Луганского». Герой произведения — скромный и благородный молодой уездный чиновник Евсей Стахеевич Лиров, которого называют «бедовиком», т. е. неудачником. Он «ходит по бедам», чтобы «не видеть своими глазами на каждом шагу, как всякая правда живет подчас кривдою», как «бестолковому тунеядному обычаю» дают повсюду «силу житейского закона». Прослыв в своем городе чудаком, Лиров собрался в Питер или Москву с надеждой «жить не местом, а жалованием», и его путешествие стало цепью различных приключений, встреч, дающих возможность автору «сбиваться на посторонние предметы», попутно описывать губернский город, почтовые станции, эпизоды военной службы, словом, неповторимые черты русского быта, включавшего и характеристику нравов, замеченных полно, богато, ясно и резко. Правдивые подробности, типы, выхваченные из самой толщи народной жизни, отразил Владимир Даль и в повести «Вакх Сидоров Чайкин, или Рассказ его о собственном своем житье-бытье, за первую половину жизни своей» (1843). «Не ищите в записках живого человека повести или романа, т. е. сочинения; это ряд живых картин», — предупреждал Даль. Достоверны и метки наблюдения автора над жизнью героя, бывшего и дворовым, и солдатом, и домашним учителем, и лекарем в уездном городишке... Пестрая биография Чайкина дала писателю возможность показать различные социальные круги, выступить против бесправия крестьян, самодурства крепостников, взяточничества и беззакония. В центре произведения — история разночинца Вакха, стремящегося принести пользу, заботящегося об общем благе. Многие картины из жизни Чайкина исполнены обличающей силы. Это вставные рассказы об уездном землемере-взяточнике; о фельдшере, беззастенчиво обирающем крестьян; о помещике, купившем мертвые души (литературоведы до сих пор спорят, кто первый использовал этот сюжет — Гоголь или Даль); об обмане, царящем в военном госпитале, где во время генеральского осмотра трудных больных выпроваживают «в корчму либо баню, чтоб на глаза не попадались», и другие «живые картины», знакомящие с Россией 30—40-х гг. XIX в. Охотно обращался писатель к воспроизведению жизни простолюдина, возражая тем, кому она «кажется однообразною, незанимательною». Крестьянской теме посвящает он повесть «Хмель, сон и явь» (1843). С любовью, привлекая интереснейшие этнографические подробности, изображает автор быт крестьян среднерусской полосы, вынужденных уходить на отхожие промыслы, чтобы прокормить семью. Талантливо раскрыта драматическая история Степана Воропаева, хорошего плотника, человека совестливого, способного к чистосердечному раскаянию, но склонного к выпивке. Обличающая сила произведения несколько ослаблена тем, что причину невзгод и несчастий Воропаева Даль объясняет лишь пьянством. Основное достоинство повести, отмеченное демократической критикой, — в утверждении права литературы на изображение труженика, представителя низшего сословия. Простые люди — солдаты, крестьяне, ремесленники — герои физиологических очерков Даля «Уральский казак», «Петербургский дворник», «Денщик», «Русак» и др. Эти произведения высоко ценил Белинский, наряду с обличающими чиновников рассказами писателя «Мертвое тело», «Хлебное дельце», «Двухаршинный нос». В 1844 г. была опубликована повесть «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», получившая лестную оценку В. Белинского. Сюжет ее — жизнь мнимого художника, музыканта, который, по словам самого автора, «невпопад пустился в Гении», и его собаки Аршета — что значит, в переводе с французского, смычок. Их история полна забавных приключений. В 1847 г. в «Отечественных записках» появилась повесть Даля «Павел Алексеевич Игривый». Главный герой ее — в молодости деятельный помещик, человек отзывчивый и добрый, постепенно, пережив разочарование в любви, опускается, утрачивает смысл жизни и влачит, наконец, полурастительное существование. Но наружность обманчива. Судьба Игривого — сплошное самопожертвование, столь привлекательное в образе этого, по словам Белинского, «комически робкого и стыдливого» героя. В повести обрисованы трагическая участь всю жизнь любимой Павлом Алексеевичем Любоньки Гонобобель, деспотичная фигура ее мужа, помещика Гонобобеля, и ротмистра Шилохвостова. Перу Даля принадлежат отличающиеся богатым языковым разнообразием повести из русской жизни — «Колбасники и бородачи» (1844), «Небывалое в былом, или Былое в небывалом» (1846), «Савелий Граб, или Двойник» (1848), «Отец с сыном» (1848), «Картины из русского быта», рассказы для детей. Автор книги «Пословицы русского народа» (1863) более пятидесяти лет отдал созданию «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), принесшего ему звание почетного академика и всеобщее признание. Народным писателем называл Даля И. Тургенев, восхищаясь тем, что «русского человека он знает, как свой карман, как свои пять пальцев». Высокую оценку художественным произведениям писателя давали В. Белинский, Н. Некрасов, А. Герцен, М. Горький, хотя они и отмечали умеренность его политических взглядов. Лучшие творения Даля привлекательны и сегодня достоверностью жизненных наблюдений, образностью народного языка, любовью писателя к простому человеку. Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2114
| |