Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Василий Авенариус: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Авенариус Василий (Вильгельм) Петрович [28.9 (10.10). 1839, Царское Село — 9.11.1923, Петроград], прозаик. Из дворян. Сын пастора. До 7 лет Василий Авенариус воспитывался у дяди. Окончил 5-ю петербургскую гимназию (1850—57) и естественное отделение математического факультета Петербургского университета (1861, со степенью кандидата).

В 1861 году Василий Петрович Авенариус совершенствовался в области химии в Германии. С 1862 на службе в Министерстве внутренних дел (последняя должность — начальник отд. Хозяйственного департамента), затем с 1880 — чиновник Министерства народного просвещения, с 1882 в Ведомстве Учреждений императрицы Марии (старший чиновник канцелярии, пред. уч. к-та), с 1908 в отставке (тайный советник).

Василий Авенариус дебютировал как поэт сборником «Стихотворения» (в. 1—2, СПб., 1859; в. 3. СПб., 1860). Первые прозаические выступления — повесть «Современная идиллия» (03, 1865, № 11 —13) и продолжающая ее повесть «Поветрие» (ВТ, 1867, № 2—3) изданы в 1867 под общим названием «Бродящие силы» (СПб.). Сосредоточив внимание на изображении разрушительного действия нигилистических представлений на сложившуюся систему моральных ценностей, в том числе регулирующих взаимоотношения полов, внутрисемейные отношения, Василий Петрович подчинил повествование воспитательной (нередко плоскодидактической) тенденции, которую считал для себя, по-видимому, важнейшей. Личный крах, постигающий молодых героев, должен был, по замыслу автора, служить предостережением их единомышленникам.

«Для обнаружения всего безобразия нравственной распущенности пришлось волей-неволей прибегнуть к фактическому описанию этого безобразия»,— заявил Василий Авенариус в статье «Несколько пояснительных слов к повести „Поветрие"» (ВТ, 1867, № 4) в ответ на критику, упрекавшую его за «повальное обвинение целого поколения в негодяйстве», «слишком уж откровенные подробности», «клубничество», «грубую скабрезность» (Н. В. Шелгунов — «Дело», 1868, № 3; А. Скабичевский — 0 3 , 1868, № 9).

Скандальную известность Авенариуса усугубили уловленные в его произведениях современниками выпады против сосланного на каторгу Н. Г. Чернышевского. Антинигилистическая направленность повестей Василия Петровича вызвала резкую оценку М. Е. Салтыкова-Щедрина, отметившего при этом «небольшие творческие силы» Авенариуса и отсутствие даже «чисто внешней занимательности» (IX, 237—42). «Духовным родителем» Василия Петровича критик назвал Н. С. Лескова, который в свою очередь отозвался саркастической статьей «Литератор-красавец» («Литературная библиотека», 1867, №1 7 ) на новую повесть Авенариуса «Ты знаешь край?» (ВТ, 1867, № 6—8) о русском литераторе, путешествующем по Италии. По мнению Лескова, образ героя-повествователя, окрашенный нарциссизмом, нарушал «законы форм литературного произведения» своей подчеркнутой автобиографичностью.

В 70-х гг. Василий Авенариус начал писать для детей. Сотрудничал в журналах «Детское чтение», «Задушевное слово» и особенно в журнале «Родник» (1882—1917), благодаря которому, как вспоминал Василий Петрович («Родник», 1906, N° 23—24), он сделался профессиональным детским писателем. Свои выступления на новом поприще Авенариус начал как составитель фольклорных изданий «Книга о киевских богатырях» (СПб., 1876; доброжелательная рецензия: BE, 1875, № 12. и др.) и «Книга былин» (СПб., 1880), в которые вошли «образцовые, сводные былины», составленные из наиболее «удачных стихов разных вариантов» одной былины. Успех этих сборников побудил Авенариуса, как писал он сам, «приняться за пересказ некоторых менее известных сказок, как простонародных русских, так и иностранных» («Тридцать лучших новых сказок», СПб., 1877).

Оригинальные произведения этого автора для самых маленьких — «Сказка о пчеле мохнатке» (СПб., 1879) и «Что комната говорит» (СПб., 1880), дававшие в доступной форме знания об окружающем мире (производство бумаги, устройство улья и жизнь пчел и т.п .), были удостоены в 1880 1-й премии Фребелевского общества.

Неоднократно переиздавались большими тиражами и служили рекомендательным чтением для гимназий повести «Отроческие годы Пушкина», «Юношеские годы Пушкина», трилогия «Ученические годы Гоголя», «Д. И. Фонвизин, его жизнь и творчество» и др. К ним близки повести «Школьные годы Пирогова» («Юная Россия», 1908. № 7, 10—11), «Академические годы Пирогова» (там же, 1909, №9 1—3), историческая повесть «Орел Чечни и Дагестана» («Задушевное слово», 1916, № 1—8, 1917, № 9—43) и др.

Среди произведений Василия Авенариуса выделяется опыт научно-фантастической прозы «Необыкновенная история о воскресшем помпейце» (СПб., 1889), рассказывающая об удавшемся оживлении мумии и о путешествии жителя Помпеи по современному итальянскому городу.

Другие произведения: «Первый роман. Сентиментальная история» (РВ, 1870, № 8), «Последние дни обвинителя» (BE, 1878, № 4—5). Публикации в «Роднике»: историческая повесть «Меньшой Потешный» (1891, № 1—3; отд. изд.— СПб.. 1895), трилогия — «Три венца» (1900, № 7—12; отд. изд.— СПб., 1890; 2-е изд., СПб., 1905), «Сын атамана» (1900, № 1—4; отд. изд.— СПб., 1901), «На Москву!» (1902, N° 1—6: отд. изд.— СПб., 1903), «Поэт-партизан Д. В. Давыдов» (1904, № 1—2), «Первый русский изобретатель И. П. Кулибин» (1906, N° 1—5; отд. изд.— СПб., 1909), цикл исторических повестей о Колумбе «За неведомым океаном» (1912, № 1 — 4; отд. изд.— СПб., 1913), «Доброволец Кашнев. Быль...» (1915, № 1— 8 ).

Источник: Русские писатели 1800 - 1917. Библиографический словарь. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1992

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2154