Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Поэзия А.К. Толстого: стремление к пушкинской универсальности и гармонии

  • Статья
  • Еще по теме

Обстоятельства биографии, качества личности А. К. Толстого, которые перекликаются с пушкинскими:

        Впитанная с ранних лет любовь к искусству, окружённость в детстве талантливыми художниками, писателями, атмосферой искусства.

        Интерес к истории, чувство кровной связи с ней, причастности к поколениям предков — русских дворян и обусловленное этим сознание ответственности перед своим народом.

        Житейская связь с «сильными мира», с двором и нравственная независимости от властей.

        Дружеские отношения и идейное несогласие с представителями разных общественных партий, наличие собственной, особой позиции в современной борьбе мнений, активность утверждения этой позиции вопреки вражде и непониманию.

В чём особенности поэзии А. К. Толстого?

•        многообразие жанров и стилей поэзии А. К. Толстого (в контексте жанровой универсальности всего его творчества);

•        простота, ясность, лаконизм поэтического языка;

•        равновесие мысли и чувства, эмоциональности и логической стройности произведений;

•        импровизационность, кажущаяся небрежность лирических излияний (по пушкинскому определению, «глуповатость» поэзии).

Но при этом, в отличие от Пушкина, большая углублённость в анализ сложных душевных состояний (как бы прививка лермонтовской и тютчевской рефлексии к пушкинской гармонии), большая насыщенность лирики религиозно-философскими ассоциациями, символикой.

Эти черты можно попутно выявить в анализе одного конкретного стихотворения. Анализируя стихотворение «Средь шумного бала, случайно...», подумайте, с какими пушкинскими строчками оно перекликается. Однозначный ответ здесь невозможен, но, думается, так же невозможно, чтобы среди предложенных ассоциаций не возникло «Я помню чудное мгновенье...».

        В чём тематическое, сюжетное сходство стихотворений?

Запечатлён миг встречи с чудом, краткое мгновение, которое становится частью жизни навсегда, глубоко проникая в душу поэта.

        Сравните, как рассказано о первом впечатлении лирического героя от краткой встречи.

У Пушкина — «передо мной явилась ты», у А. К. Толстого — «тебя я увидел», «мне стан твой понравился тонкий», «весь твой задумчивый вид», «смех», «с тех пор в моём сердце звучит...». Пушкин избегает слов, указывающих на конкретные способы восприятия, органы чувств. У него «мимолетное виденье» является, т. е. воспринимается сразу всем существом поэта, проникает в его душу, минуя глаза и уши, может быть, возникает из самой души.

        Как сравнения помогают поэту раскрыть свойства «увиденного чуда», раскрыть его природу?

У А. К. Толстого «голос... звучал, / Как звон отдалённой свирели, / Как моря играющий вал»: сравнения продолжают изображение противоречивого и таинственного облика героини, раскрывают диапазон её душевных порывов (от свирельной нежности до бурной страсти), они взяты из чувственно воспринимаемого мира. У Пушкина — «явилась... как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты». Сравнения взяты из области сверхчувственного, умозрительного.

        Как изображается состояние лирического героя в отсутствии явившегося чуда? Какое из описаний более конкретно, а какое несёт дополнительный символический смысл?

Конечно, у Пушкина «В томленьях грусти безнадежной, / В тревогах шумной суеты», «в глуши, во мраке заточенья» не столько намёк на конкретные биографические события, но символическое изображение разных степеней духовного упадка. У А. К. Толстого «часы одинокие ночи» лишаются всякого абстрактного смысла в соседстве с такими словами, как «люблю прилечь... засыпаю... сплю».

        Похоже или различно сюжетно-композиционное строение стихотворений?

У Пушкина композиция кольцевая, обогащённая сложной системой повторов. У А. К. Толстого явных повторов нет и композиция линейная. Но есть внутреннее сходство в развитии лирического сюжета: оба героя от мимолётной встречи, от мгновенной вспышки движутся через мрак и одиночество к обретению света, которое изображается в последней строфе Пушкиным и в одном последнем слове стихотворения А. К. Толстым уже не как мгновенное переживание, а как длящееся состояние: «Душе настало пробужденье... / И сердце бьётся в упоенье» и т. д. ... «люблю».)

У Пушкина рассказано о духовном событии, о процессе нравственного преображения, лишь приблизительно связанном с какими-то внешними обстоятельствами, но по какому-то таинственному замыслу «совпавшем» с перипетиями любви к реальной женщине.

У А. К. Толстого очень тонко и психологически точно изображается зарождение любви. Это чувство мыслится прекрасным, нравственно возвышенным, но при этом остаётся вполне конкретным, «земным», как и та, что его пробудила, несмотря на обаяние тайны, покрывающее её черты.

Таким образом, проследив переклички в художественном мире А. К. Толстого, выявив открытую сориентированность его поэзии на пушкинские традиции, мы одновременно осознаём и то, что достижение глубинной пушкинской гармонии для А. К. Толстого невозможно хотя бы потому, что реальная жизнь и жизнь духа, «божество, и вдохновенье, и... любовь», нераздельно слитые у А. С. Пушкина, для А. К. Толстого оказываются принципиально разделены. Красота и любовь земная для него только отсвет красоты и любви небесной, которых не вмешают «земные берега».

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4102