Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Краткое описание романа "Сожженная Москва" Данилевского

  • Статья
  • Еще по теме

«Сожженная Москва» - исторический роман, 1886. Крамалина Аврора и Перовский Базиль (Василий Алексеевич) — главные герои романа, повествующего о событиях Отечественной войны 1812 г.

Перовский — молодой (ему 20-й год) дворянин, «тайный сын украинского магната, тогдашнего министра просвещения», т. е. А. К. Разумовского. Перовский имел прототипом реального русского офицера, попавшего во французский плен и увезенного с отступающей наполеоновской армией в Париж, где он был освобожден армией соотечественников.

В отличие от главного героя Аврора — лицо вымышленное, хотя исследователи связывают ее образ с биографией знаменитой «кавалерист-девицы» Н. Д. Дуровой. В сюжете Аврора появляется как предмет сердечной страсти Перовского, но обретает самостоятельное значение. Эта героиня — дочь небогатого дворянина, пехотного офицера Валерьяна Андреевича Крамалина и княжны Шелешпанской, заключивших брак по страстной любви, но против воли матери невесты. На 10-м году жизни Аврора потеряла мать, а вскоре и отца; вместе со старшей сестрой Ксенией она окончила московский Екатерининский институт. Ей восемнадцатый год, она любит читать, прекрасная наездница, у нее «способности к музыке». Это «степенная и гордая», «сухощавая и стройная» брюнетка, у нее «черные, спокойно на всех смотревшие глаза, несколько смуглое лицо, пышная коса». Перовского «поражала ее строгая, суровая и как бы скучающая красота».

Когда ее возлюбленный, адъютант Милорадовича, исчезает в круговерти войны, Аврора покидает бабушку, сестру, родных; переодевшись в мужское платье, она становится ординарцем Александра Фигнера, командира партизанского отряда (его исторический прототип и полный тезка хорошо известен). Крамалина не переносит жестокость Фигнера по отношению к пленным французам, но в ней растет решимость убить Наполеона. Об этом она думала еще до сдачи Москвы (ср. ее раздумья о «смелой патриотке» Шарлотте Корде, убившей Марата). Если Перовский долгое время «питал, как и многие его сослуживцы, тайное благоговение к общему тогдашнему кумиру, укротителю террора и якобинцев, цезарю-плебею Наполеону», она представляла его «ненавистным, эгоистическим и звероподобным чудовищем», «новым Чингисханом».

Аврора гибнет от пули охраны после неудачного выстрела в Наполеона, встреченного ею в литовском городке Ошмяны в ноябрьские дни при отступлении французской армии.

В финальной главе романа читатель видит Перовского военным генерал-губернатором Оренбургского края, генерал-адъютантом, графом — во главе похода в Среднюю Азию. Он так и не женился, как драгоценные реликвии он хранит письма Авроры, ее платок и прядь волос. Благословляя своего крестника, внучатого племянника Крамалиной, на счастливое супружество, Перовский рассказывает ему «повесть любви своей и Авроры».

Критика видела своеобразие и новизну «Сожженной Москвы» Данилевского именно в образе Авроры — «женщины с глубоким и богатым внутренним миром, настоящей патриотки». Образ этой «героини «громового 1812 года» вносит новый аспект в изображение Отечественной войны» (Н. Г. Ильинская). Но важно обратить внимание также на то, что роман «Сожженная Москва» Данилевского писался в годы, когда в России ширился разгул революционного террора, был убит император Александр II, шла настоящая охота за Александром III. Очевидно, Данилевский, с полной определенностью выступая против насилия и террора по политическим мотивам, хотел противопоставить фактам действительности (а среди террористок было немало женщин, вспомним хотя бы Софью Перовскую и Веру Засулич) идею самопожертвенного подвига не во имя утопических идей преображения Отечества, а ради облегчения его участи в годину иноземного нашествия. В этом плане интересен и образ Кутузова, созданный Данилевским. Он в романе — лицо эпизодическое, но в его уста вложены важнейшие для этической концепции романа рассуждения о несостоятельности террора даже во время войны, о невозможности поддержки его военным командованием.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5379