Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Другие авторы

Краткий анализ сказки "Лягушка-путешественница" Гаршина

  • Статья
  • Еще по теме

Написанная в андерсеновской традиции — фантастический сюжет при полной достоверности деталей и поэтизации повседневности, всего сущего, сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» стала хрестоматийной и вошла в круг классического детского чтения. Забавная история о предприимчивой и неугомонной лягушке, решившей посетить «славные теплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров, однако, содержит в себе возможности и для более глубокого прочтения. Причем как и в другой гаршинской сказке — «То, чего не было», — вряд ли следует сводить ее содержание к аллегориям.

Эта сказка выражает прежде всего оптимистическое мировосприятие («какое это наслаждение — жить на свете!»), стремление к преодолению неблагоприятных обстоятельств (на вопрос утки, как они могут взять лягушку на юг «У тебя нет крыльев», та придумывает способ передвижения на прутике: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно») и нежелание унывать, умение находить источник радости даже в «грязном пруду на краю деревни» (финал сказки). Вместе с тем хвастовство лягушки, ее склонность к выдумыванию создают то мягкое дидактическое начало, без которого любая сказка — не сказка.

В «Лягушке-путешественнице» Гаршина есть и перекличка с фольклором. Сам ее образ напоминает о той лягушке, которая, попав в кувшин с молоком, не пожелала тонуть, а сбила лапками масло и выбралась наружу (ср. сказку Л. Пантелеева «Две лягушки»). Кроме того, в самой тональности сказки очевидно сходство с пафосом известной пословицы «всяк кулик свое болото хвалит», причем акцент делается не только на иронию, но и на реальность такого положения. Среди толкований сказки существует и следующее, данное Е.Б. Шиховцевым: в этом произведении Гаршин выразил предчувствие собственной гибели и даже ее обстоятельства: «сверху вниз» (как известно, Гаршин бросился в пролет лестницы). При этом благополучный финал сказки может быть объяснен человеческим инстинктом самосохранения, существующим даже у самоубийцы, и подспудным присутствием надежды на некое преображение катастрофы в чудо.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13411