Александр Вельтман: обзор творчества писателя
Литературная судьба Александра Вельтмана, чьи произведения были чрезвычайно популярны в 30—40-е гг. прошлого столетия, а оригинальный талант признан такими авторитетами, как А. Пушкин и В. Белинский, сложилась причудливо. Почти забытый потомками автор пятнадцати своеобразных романов, множества повестей и рассказов вызывает в последнее время все больший интерес не только в кругах специалистов—историков литературы, но и у широких масс читателей. Сын обрусевшего шведа, бедного служилого дворянина, Александр Вельтман (1800-1870) получил образование в Благородном пансионе при Московском университете и Московском учебном заведении для колонновожатых, где готовили офицеров-топографов и штабистов. В годы военной службы в Бессарабии он познакомился с В. Раевским и А. Пушкиным, писал сатирические стихи и стихотворные повести, создал книгу «Начертание древней истории Бессарабии». Тогда же был написан причудливый лирико-философский роман «Странник» (1831—1832), принесший автору немалую известность. Повествование о походной жизни молодого офицера в Бессарабии, сочетающее историко-бытовые наблюдения с нравственно-философскими обобщениями, рассуждениями, лирическими отступлениями, автор излагает, чередуя прозу и стихи, переплетая реальность и вымысел. Мечты героя, его воображаемые странствия соседствуют с описаниями батальных эпизодов и штабной канцелярской работы, с откровенными признаниями человека, безнадежно влюбленного в замужнюю женщину. Увиденное писателем в Бессарабии складывается в мозаичную картину нравов, характеров, природы Молдавии, становится своеобразной энциклопедией провинциальной сельской жизни. Уехав из Бессарабии, Александр Вельтман до конца своей жизни помнил о ней, неоднократно обращался к ее природе в своих произведениях. «Странник», посвященный времени настоящему, явился частью задуманного писателем триптиха, в который вошли давно ставшие библиографической редкостью роман-утопия о будущем «3448 год. Рукопись Мартына Задеки» (1833) и роман о прошлом «Александр Филиппович Македонский» (1836), где органично сплавлены авантюрные и бытовые элементы, фантастика и реальность. Значительное место в творчестве Вельтмана занимают так называемые фольклорно-исторические романы. Это «Кощей бессмертный: былина старого времени» (1833), где писатель щедро сочетал вымысел с деталями истории, а слово «былина» истолковывал как «событие». Автор обратился к народной поэзии, создавая образ молодого барича Ивана Пута-Зарева. С иронией обрисовал писатель бессмысленные «богатырские подвиги» своего героя, которые изображены на фоне многочисленных вставок из летописных источников и народных преданий, сказок, песен древних славян, упоминаний о персонажах славянской мифологии. Научные труды писателя в области истории, его глубокое увлечение прошлым (он много лет проработал директором Оружейной палаты Московского Кремля) отразились и здесь, и в романе «Светославич, вражий питомец» (1835). Вельтман воссоздал могучую фигуру Владимира Святославича — победоносного воителя, любимца свободолюбивых новгородцев, великого князя Киевского, защитника и просветителя земли Русской. Его антагонист и второе «я» — Светославич, проклятый отцом и воспитанный сказочной нечистой силой «назло людям». Этим своеобразным двойникам соответствуют два пласта повествования: реальные, исторические события конца X в. совмещены с фантастическим миром поверий, сказок, языческих мифов, отделяющих в сознании народа идеальный образ князя от несовместимых с ним злодеяний. Интересны и нравоописательные произведения писателя. Среди них — повесть «Эротида» (1835), положительно оцененная Белинским, посвященная трагической судьбе молодой женщины. Пылкая и волевая Эротида, получившая вычурное имя от отца, старого служаки екатерининской поры, бригадира Хойхорова, воспитана им весьма странно: обучена воинскому артикулу, верховой езде. Чтение романов, далеких от жизни, переполняет ее воображение иллюзиями. Уродливое воспитание сделало девушку совершенно неподготовленной к холодной безжалостной действительности, а встреча с легкомысленным поручиком Г...ъ привела судьбу этой гордой и мужественной героини к роковой развязке. Печальна участь и другой девушки, чьим именем названа повесть — «Аленушка» (1836), помочь которой не в силах влюбленный в нее Северин, молодой человек с недурными задатками, но нерешительный и безвольный. Подробный рассказ о воспитании Северина вскрывает причину его слабостей и несостоятельности. Трагикомическая ситуация повести «Неистовый Роланд» (1835) напоминает сюжет гоголевского «Ревизора», созданного в то же время. Актер Зарецкий, находящийся в горячке, по театральному костюму и речам в бреду принят чиновниками провинциального города за генерал-губернатора, что влечет за собой целый ряд комических сцен, где вскрываются казнокрадство, беззаконие, невежество, дикая грубость городничего и его окружения. Убедившись в собственной ошибке, чиновники с гневом обрушиваются на бедного актера, заключают его в психиатрическую больницу. Речи о справедливости и благородстве, произносимые Зарецким, могли звучать в царской России лишь в устах умалишенного — таков обличительный итог происходящего. Близкий к декабристским кругам, Александр Вельтман сурово осуждал мрачные проявления крепостничества, что сказалось в его повести «Радой» (1839). Две сюжетные линии сплетаются в ней — драматическая судьба серба Радоя, борца за освобождение родины от турок, из высоких побуждений отказывающегося от любимой им Елены, и история любви Меленова и девушки Верочки, мать которой обрекла ее на участь крепостной, а затем монахини, разбив ее счастье. Архитектоника повести сложна. Эпизоды русско-турецкой войны 1828—1829 гг. сменяются в ней текстом рукописи молодого русского офицера (мужа Елены), картины воспитания греков на Балканах под руководством Ипсиланти чередуются с зарисовками русского городского и деревенского быта, а также с возникшей в воображении автора сценой состязания трубадуров в средневековом Провансе. Запутанность композиции повести вызвала замечание Белинского, в целом оценившего ее как «вполне прекрасную, полную души и мысли...». В 1841 г. в «Москвитянине» была напечатана повесть Вельтмана «Приезжий из уезда, или Суматоха в столице». Случайный взлет новой литературной знаменитости — юного поэта Ордынина — и неизбежное падение его популярности послужили автору поводом для создания сатирической картины жизни светского литературного салона с соперничающими сочинителями — прозаиком Василием Григорьевичем и поэтом Павлом Александровичем, с красавицей Еленой, претендующей на отменный художественный вкус, с другими тщеславными и ограниченными лицами. Попав в эту среду, Ордынин, в образе которого Вельтман воспроизвел некоторые черты поэта В. Бенедиктова, становится игрушкой в руках своего бойкого приятеля Айголовы и литератора Василия Григорьевича, что приводит к весьма грустным последствиям для молодого человека. Светские круги писатель сатирически высмеивает и в повести «Карьера» (1842). Хладнокровный, расчетливый, ловкий Медов ради карьеры и выгодной женитьбы не стесняется в средствах, заботясь лишь о том, чтобы внешне его поступки выглядели вполне пристойно. Его хитрая игра с княжной Варварой и богачкой Аглаей Ангорской исполнена светского «умения жить», необычайной изворотливости и поверхностного лоска. Стремление к роскоши и наслаждениям приводят Медова к желаемой обеспеченности, к существованию, где «все земное напрокат», но он жестоко расплачивается за свои успехи на жизненном поприще. Герой повести «Урсул» (1841) — благородный разбойник — в своих действиях послушен лишь зову сердца. История главаря шайки молдавских талгарей (разбойников) Урсула основана на действительных фактах. Яркий колорит Бессарабии, на фоне которой развертывается рассказ о его несчастливой любви, о полной опасностей и подвигов доле, воссоздан автором в романтических тонах. Необычен для творчества писателя роман «Райна, королева Болгарская» (1843), композиция и манера повествования в котором приближены к традиционной форме исторических романов и повестей. Автор стремился показать корни дружбы русского и болгарского народов. Он поведал о легендарном походе древнерусского князя Святослава в Болгарию, о его роковой романтической любви к Райне, дочери болгарского царя Петра, трагически гибнущей в финале вместе с русским князем. Летописные источники произведения дополнены живым творческим воображением писателя. Мастерство Вельтмана-романиста, основная идея книги, воспевающей освободительную миссию России, привлекли внимание русских и болгарских читателей. Образ любимого писателем Пушкина возникает не только в его «Воспоминаниях о Бессарабии», но и в повести «Не дом, а игрушечка!» (1850). Сюжет ее связан с «нащокинским домиком» — игрушкой, сделанной по заказу друга поэта, П. Нащокина. Не лишенная комизма история игрушечного домика сплетается в повести с забавным романом двух молодых людей — Сашеньки и Порфирия, ранее живших там, где поселился Нащокин. Последние двадцать пять лет творческой жизни Александр Вельтман посвятил созданию многотомной эпопеи «Приключения, почерпнутые из моря житейского» (1846—1863). Под «житейским морем» писатель подразумевает окружающую его русскую действительность, бушующие в ней людские страсти, самобытные человеческие характеры. Широкая панорама мира городского мещанства, мелкого служилого люда, представителей чиновно-бюрократической, помещичьей, купеческой и военной среды развернута в «Саломее» — первом романе «Приключений...». Среди действующих лиц романа — офицер-неудачник Яковлев, бедная приживалка Марья Ивановна, сваха Василиса Савишна, семья лекаря Увальня, квартальный Чесменко, городничий Щепиков, «счастливый чиновник» Нильский, аристократ Чаров, чайный торговец Захолустьев, купец Селифонт Михеевич и мн. др. Главные роли автор отводит эгоистичной Саломее Петровне Брониной, натуре страстной, необузданной, жаждущей поклонения и власти, лишенной твердых нравственных устоев, и поручику Василию Дмитрицкому, чьи похождения и авантюры то выглядят невинной мистификацией, то граничат с преступным шантажом. После многих приключений пути их сходятся, и они оказываются на сибирских золотых приисках. Белинский назвал «Саломею» «очень замечательным произведением», а современные литературоведы считают ее высшим достижением писателя в области социально-бытового романа. Остальные произведения цикла «Приключения...» — «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье» — менее удачны и давно не переиздавались, а пятая книга эпопеи — «Последний в роде и безродный» — вообще осталась в рукописи. Знакомство с имеющимися в распоряжении читателя повестями и романами писателя, безусловно, интересно, ибо, как справедливо считал Белинский, «у г. Вельтмана так много таланта, так много остроумия и чувства, так много оригинальности и самобытности!». Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 732
| |