Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Записки из Мертвого дома": краткий анализ повести

  • Статья
  • Еще по теме

«Записки из Мертвого дома» - повесть Ф. М Достоевского. С «Записок из Мертвого дома» началось возвращение Достоевского в большую литературу. Книга обратила на себя внимание новизной материала, колоритностью образов, сочным, выразительным языком, остротой нравственных и социальных вопросов. В творчестве писателя «Записки из Мертвого дома» занимают особое место. Это единственное полномасштабное его произведение, носящее отчетливо выраженный автобиографический характер. Отдельные главы представляют собой мемуарно-документальные очерки. «Записки из Мертвого дома» открывают столь важную для зрелого творчества Достоевского тему преступления и наказания, здесь же впервые заявлена и проблема русского национального характера, обозначены контуры вопроса судьбы России, взаимоотношений народа и образованного общества. Обитатели «Мертвого дома» неоднократно появлялись на страницах других произведений Достоевского. Своеобразным художественно-философским эпилогом «Записок...» стал рассказ «Мужик Марей» (1876 г.).

По жанру «Записки из Мертвого дома» Достоевского представляют собой развернутый очерк из народного быта, усугубленного экстремальными условиями острожного заключения. Книга построена как последовательное описание внешнего и внутреннего устройства острога, установленных законом порядков и исторически сложившихся обычаев, иерархии отношений и ценностей, наиболее характерных ситуаций и эпизодов. «Записки из Мертвого дома» отчасти можно уподобить этнографическому отчету исследователя, путешествующего по экзотическим странам среди дотоле неведомых миру племен. И все же это, в первую очередь, художественное произведение. На страницах книги Достоевский представил целую портретную галерею народных типов. Сохранив индивидуальное своеобразие каждого персонажа, писатель акцентировал те черты, которые позволяли ему делать широкие художественно-публицистические обобщения.

Повествование ведется от лица некоего Александра Петровича Горянчикова, дворянина, осужденного в каторгу на десять лет за убийство из ревности собственной жены. Однако в самом тексте «Записок...» это обстоятельство довольно скоро стушевывается, и проступают следы того политического обвинения, по которому был осужден Достоевский. Тем не менее образ Горянчикова не лишен художественной целесообразности. Безыскусность взгляда рассказчика, эмоциональная сдержанность, лаконизм, психологическая упрощенность сюжета создают атмосферу напряженной суровости. Столкновение романтически настроенной личности Горянчикова с цинизмом острожного мира образуют внутренний конфликт произведения. Одновременно образ вымышленного рассказчика позволил писателю свободно распоряжаться документальным материалом, дал возможность переключить внимание с личности повествователя и его частной истории на жизнь острога и его обитателей, в которых Достоевский видел наиболее ярких представителей русского народа, оказавшихся в силу историко-культурных обстоятельств вне закона. По глубине художественного постижения народной жизни и выразительности изображенных характеров «Записки из мертвого дома» стоят в одном ряду с «Записками охотника» И.С. Тургенева.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2962