Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Вечный муж" (Достоевский): анализ повести

  • Статья
  • Еще по теме

Вельчанинов, который состоял в любовной связи с Натальей, — человек от природы «хороший» и радующийся жизни. Он способен к различению «красоты» и «безобразности», он выказывает такт и понимание по отношению к любящей споры задорной молодежи и не теряет при этом собственного достоинства, ему легко убедить женщину в своих якобы прекрасных чувствах. Знает он и что такое «настоящее горе», вызванное бескорыстной любовью. Достоевский рисует Вельчанинова — этого «доброго малого» — не с помощью абстрактных слов, а с помощью конкретного описания его мыслей, эмоций и поступков.

И вот такой человек впадает в ипохондрию. Любитель жизненных удовольствий без всякой на то конкретной причины вдруг теряет жизненные силы. Когда раньше ему на глаза попадалась хорошенькая женщина, у него улучшалось настроение, но теперь женщины кажутся ему какими-то бледными тенями и весь он впадает в какую-то анемию. Он теперь часто задает себе вопрос, над которым раньше никогда не задумывался: а зачем, собственно говоря, я живу? Он ощущает, что будто находится в какой-то чаще, откуда нет выхода. Он только констатирует, что все больше проваливается в темную яму — он уверен в этом. И эта мрачная уверенность, которой он никогда от себя не ожидал, пускает в нем глубокие корни, страшит его. Он живет, находясь под ее гнетом.

Впавший в ипохондрию Вельчанинов беспрерывно задает себе вопросы и пытается ответить на них. Достоевский с большим мастерством описывает этого мужчину средних лет, которого по неведомой причине постигает депрессия и который, сознавая свое положение, не знает, как выбраться из топкого болота, и в качестве спасительной меры прибегает к самоанализу. Описывая состояние Вельчанинова, Достоевский высказывает свое видение человеческой природы: человек не живет по своему хотению и воле, им управляют сильные непроизвольные эмоции и ощущения, связанные с депрессией, бессилием, боязнью внешнего мира, одиночеством.

Ипохондрия Вельчанинова, конечно же, не идет ни в какое сравнение с тем, что испытывал, например, Раскольников в «Преступлении и наказании». Хотя тоска и гнетет его, но когда он встречается с Трусоцким, в нем пробуждаются живые чувства; когда его приглашают на сборище молоденьких девушек, он отправляется туда в мрачном расположении духа, но, прибыв туда, приходит в возбужденное состояние. После этого тоска начинает одолевать его еще сильнее, он ненавидит себя, но он все же способен играть привлекательную роль «очаровательного дедушки».

Что до Раскольникова, то мы не можем представить себе подобной легкости и дружелюбия. Достоевский показывает нам в Вельчанинове человека, который в совершенстве овладел искусством светского общения. В то же самое время потом он раскаивается в своей легкомысленности и низости — он ругает себя за то, что, несмотря на столь печальную смерть Лизы, он способен снова быть таким веселым. И все же светские навыки забыть нельзя, и Вельчанинов снова радуется жизни.

В любых своих произведениях — даже самых пустячных и несуразных — Достоевский умеет обнажить человеческую сущность. Эту сущность изменить нельзя, она не подвластна ни болезни, ни несчастьям.

В конце повествования сообщается, что Вельчанинов не смог заехать к своей «уездной знакомке» — «слишком уж был не в духе. И как жалел потом!» К этому времени воспоминание о смерти бедной Лизы уже почти исчезает из сердца Вельчанинова.

Самый интересный персонаж «Вечного мужа» — это, конечно, Трусоцкий. О его характере свидетельствует его фамилия с корнем «трус».

Трусоцкий не предполагал и не имел никакого понятия о том, что его любимые «друзья» могут иметь любовные отношения с его женой. Он с чистой душой принимает их в своем доме. Достоевский убеждает нас, что это происходит вовсе не от глупости или незнания людей. Он похож на шута Лебедева из «Идиота», и в самом деле он сообразительный и способный чиновник. Так почему же он в течение стольких лет не замечал, что у него творится под самым носом? Потому что этот незначительный и ничем не замечательный чиновник средних лет с заурядной внешностью преклоняется перед «прекрасной дружбой» с персонами более блестящими. Именно поэтому он привечает в своем доме «блестящих людей», которые приехали в провинциальный город из Петербурга, и не ожидает при этом никакого вознаграждения. Стоит ему увидеть такого «блестящего» человека, как он тут же начинает восхищаться им, он слепо идеализирует его, угождает ему — словно слуга. И это составляет для него желанную радость.

Трусоцкий попадает в ситуацию Шарля Бовари из «Мадам Бовари» Флобера — из сохранившихся писем покойной жены он узнает правду: восьмилетняя Лиза — не его дочь. Причина этого запоздалого и жестокого открытия кроется в самом Трусоцком, в его слепоте, вызванной идеалами прекрасной дружбы.

После своего открытия Трусоцкий становится человеком досадливым. По отношению к предавшим его идеалы господам он испытывает злость, ненависть, негодование. Он жаждет мести.

Но в том-то и состоит проблема, что он не в состоянии до конца предаться ненависти. Его жизнь разрушена, но ему все равно хочется расплакаться и обнять ненавистного врага, простить его. Идеалы прекрасной дружбы глубоко укоренились в нем, и ни при каких обстоятельствах он не может избавиться от них. В «Вечном муже» Достоевский анализирует не любовные чувства. Несчастный муж Трусоцкий должен был бы руководствоваться в своих поступках ненавистью, злобой и жаждой мести, но вместо этого он проявляет по отношению к врагу какую-то неоправданную мягкость, он хочет примирения... Видимо, о таком необычном человеке и хотел написать Достоевский.

Ближе к концу повествования Достоевский устами Вельчанинова выносит Трусоцкому такое определение: «Самый уродливый урод — это урод с благородными чувствами». Вечно обманутый муж, безгранично верящий в прекрасную дружбу, — это «урод с благородными чувствами». Вот таких «уродов» и описывал Достоевский с самого начала.

Когда автор приступал к работе над «Вечным мужем», в письме к критику Н. Н. Страхову (от 18 марта 1869) он признавался, что его нынешнее произведение продолжает линию «Записок из подполья». «Это совершенно другое по форме, хотя сущность — та же, моя всегдашняя сущность».

В 13-й главе «Вечного мужа» Достоевский «заставляет» Вельчанинова аттестовать себя «порочным», «подпольным» и «гадким» человеком. Получается, что слова Федора Михайловича в письме к Н. Н. Страхову могут относиться только к Вельчанинову. В то же самое время следует иметь в виду, что слова эти произнесены в расчете на Трусоцкого.

Достоевский любил показывать, что у людей униженных и презираемых, которые выглядят жалкими и смешными, в глубине души сокрыты немыслимо высокие идеалы и представления о прекрасной дружбе. Нравилось Достоевскому и показать, что тот, кого все считают нищим, на самом деле является богачом. Писатель любил неожиданные преображения и тайны. С этим связано и свойственное его персонажам свойство: иметь какой-нибудь психологический «выверт» и склонность притворяться. В «Вечном муже» Достоевский говорит о Трусоцком, что это человек с внешностью Квазимодо и с душою Шиллера.

В произведениях Достоевского постоянно появляется несколько «ненормальный» персонаж или «урод с благородными чувствами», который верит в «прекрасного человека». Писатель постоянно воспроизводил вариации такого типажа и выводил его в числе своих главных героев.

Когда в «Бедных людях» начальник Макара Девушкина проявил по отношению к нему малейшие сочувствие, тот начинает думать, что во всем свете не сыскать такого прекрасного человека. И тогда без всякого понукания со стороны своих сослуживцев он начинает с жаром превозносить доброту этого начальника, не стесняясь и подробностями своей жалкой жизни. Девушкин в этом отношении похож на Трусоцкого, оба они принадлежат к породе «уродов с благородными чувствами».

Герой «Записок из подполья» мечтает о филантропических идеалах, которые объединят людей прекрасной дружбой, он желает всеобщей дружбы равных людей, но оказывается, что в действительности его не любили соклассники и друзей у него не было. Но ему так хочется людской любви, тепла и дружеского сочувствия, что, несмотря на то, что он знает о нелюбви к нему, он все равно ищет дружбы у своих давних знакомцев и даже у совершенно посторонних людей. Его желание любви по сути своей — то же самое, что и у Трусоцкого, который не оставляет своих жалких попыток примириться с Вельчаниновым — любовником своей покойной жены. И герой «Записок из подполья», и Трусоцкий — главные герои двух произведений Достоевского, но в жизни они не способны играть главную роль, они обретают себя только «прислонившись» к кому-то более сильному и блестящему. Они — лиана, которой для роста вверх нужны другие деревья.

Герой «Записок из подполья» — это антигерой, его можно рассматривать как предшественника другого антигероя — вечно обманутого Трусоцкого.

В широком понимании к «уродам с благородными чувствами» можно отнести многих персонажей Достоевского. В этой галерее — Голядкин («Двойник»), Ползунков, Вася («Слабое сердце»), Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели»), Лебедев и Мышкин («Идиот»).

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6437