Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Сон смешного человека" (Достоевский): описание и анализ рассказа

«Сон смешного человека» - «фантастический рассказ» Ф.М. Достоевского. Написан в апреле 1877 г., впервые опубликован в том же году в апрельском выпуске «Дневника писателя». Среди произведений, повлиявших на Достоевского при работе над рассказом, можно выделить повесть «Микромегас» Вольтера, книгу Э. Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде», статью Н.Н. Страхова «Жители планет». Особый интерес представляют реставрируемые в тексте глубинные мифологические корни: прежде всего миф о Золотом веке в «Трудах и днях» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия, мотивы шаманской мифологии у казахов (ритуальная смерть-самоубийство шамана во время магического обряда и его последующее странствие «на иную звезду», в мир духов и первопредков с целью обретения истины), о которой писатель мог узнать от своего омского друга этнографа Ч. Валиханова, тотемическая мифология (родство человека и животного мира).

Среди нелитературных источников следует назвать картину К. Лоррена «Асис и Галатея» (которую Достоевский видел в Дрездене и называл «Золотой век») и, возможно, триптих И. Босха «Сад наслаждений». Близкие по смыслу и образной системе эпизоды можно обнаружить в романах Достоевского «Бесы» (в «Исповеди Ставрогина») и «Подросток»(«Сон Версилова» о Золотом веке), а также в наброске к статье «Социализм и христианство» (1864—1865 гг.), где писатель излагал свои историософские взгляды. В частности, в этом наброске Достоевский раскрыл исторический процесс как последовательную смену трех этапов: непосредственное единение племени в мифологической первобытной культуре; переходный этап разъединения людей на личности, болезненное состояние буржуазной цивилизации; высший этап нового свободного единения всех людей во Христе, возможный в России и названный в последнем выпуске «Дневника писателя» (январь 1881 г.) «русским социализмом». Фактически именно эта историософская концепция ложится в основу поэтики рассказа «Сон смешного человека».

В центре рассказа Достоевского находится образ «смешного человека», тип аморалиста и циника, утратившего священные и духовные основы жизни. Достоевский представляет абсурдного человека, которому все равно, «существовал ли бы мир или если б нигде ничего не было». «Смешной человек» утратил не только смысл бытия, но и само бытие, он приходит к выводу, что ни до него, ни при нем, ни в будущем никогда ничего не было и не будет. Абсурдный человек развивается в характерный для творчества Достоевского абсурдной среде — перед читателем возникает образ темного, сырого, мрачного буржуазного Петербурга, места, где нормальный человек не может существовать. Психологически объяснимо, что «смешной человек» готов хотя бы в своем сознании отрицать такое бытие. Однако культ небытия он распространяет и на себя самого, что и приводит героя к мысли о самоубийстве. Если рассматривать последующие события как авторский миф о Золотом веке, то момент засыпания героя и приснившееся ему самоубийство можно расценивать как удачный художественный прием введения в мифологическую ситуацию. Действительно, все происходящее далее имеет не просто фантастическую, но чисто мифологическую основу; Достоевский показывает жизнь своего героя после смерти, его космическое странствие на «далекую звезду» при помощи таинственного «темного существа».

Основная часть «Сна смешного человека» посвящена описанию счастливой жизни «детей солнца». В этом утопическом мифе Достоевского особенно следует выделить некоторые ведущие мотивы: «дети солнца» живут единой семьей, единой общиной, писатель представляет негосударственную утопию; счастливые и гармоничные люди формируются на фоне такой же красивой и идеальной природы, в единстве с ней, понимая язык животных и разговаривая с ними (экологическая утопия типа «Остров блаженных»); существование бессмертия и Бога (в тексте — «Целого вселенной») открыто им непосредственно, вне осознанного опыта. Этот последний мотив особенно важен для писателя: показывая людей, живущих непосредственно, в общине, но не имеющих сознательно и добровольно принятых и выстраданных нравственных норм, не имеющих религиозного опыта, Достоевский именно в этом видит причину кризиса и упадка такого первобытного рая. Счастливая жизнь не была создана самими людьми, а дарована им природой, прекрасным климатом; не имея твердого нравственно-религиозного понимания о зле и добре, о счастье, они утратили свой рай.

Трагедия «смешного человека», с которой и начинается его духовное возрождение, в том, что именно он и «развратил их всех». Парадокс Достоевского заключается в том, что «разврат» прямо связан с зарождением на этой планете цивилизации (появляются государства, науки, партии, войны, ревность и сладострастие, ложь и т.д. — люди разделяются на индивидуальности). «Смешной человек» приводит некогда счастливых «детей солнца» именно в то состояние, в котором он находился в начале рассказа и от которого хотел избавиться, убив себя. Герой, однако, готов признать свою ответственность за происходящее и он просит распять его на кресте. Этот мотив является одним из ключевых в тексте: таким образом «смешной человек» хочет не просто повторить подвиг Христа, принять на себя грехи мира и искупить их своим страданием, но и дать людям религию — т.е. осознанное представление о добре и зле, о свободе выбора и о Боге; он хочет, чтобы Золотой век вновь вернулся на эту планету, но уже имея под собой твердую и неколебимую основу — веру в Бога. Центральное место в этих ожиданиях Достоевского занимает завет Христа: «Любите других как себя» (Мк. 12, 31). Принятый всеми людьми, этот завет способен спасти весь мир.

Утопия Достоевского в рассказе «Сон смешного человека», мифологическая по форме, является христианской по содержанию. Но герой произведения — простой человек, он не способен заменить собой Христа, поэтому его путь — не самопожертвование, а любовь к ближнему и проповедь. Финал рассказа открытый (и эта «незавершенность» произведения — один из законов поэтики Достоевского): герой выходит на улицу ранним утром (восходящее солнце — знак духовного возрождения), чтобы начать свой новый путь к истине и счастью. Открытость финала сочетается с кольцевой замкнутостью композиции: в начале рассказа герой отталкивает от себя плачущую девочку, а в конце находит и помогает ей. Рассказ строится на контрастных чередованиях темного и светлого (мрачный Петербург — солнечный рай — темное падшее человечество — утренний светлый Петербург), и параллельно этому развивается сам герой, переживающий подъем и воскресение. Важным в мифологии Достоевского является отождествление сна и подлинной жизни: истина не может быть отринута только потому, что была открыта человеку во сне. «Сон смешного человека» можно назвать «энциклопедией» творчества Ф.М. Достоевского — его мировоззрения и художественных приемов.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Достоевский Ф.М. | Добавил: katerina510 (16.05.2017)
Просмотров: 160 | Теги: Сон смешного человека
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar