Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Слабое сердце": сюжет и характеристика главного героя

  • Статья
  • Еще по теме

Повесть Достоевского "Слабое сердце" непосредственно связана с автобиографическим отрывком из «Петербургских сновидений в стихах и прозе», поскольку именно в ней автор впервые приводит фрагмент, рассказывающий о «происшествии», резко изменившем его жизнь в молодости. В повести слова о призрачном Петербурге передают ощущения Аркадия Ивановича Нефедовича, который стал свидетелем трагической катастрофы, произошедшей с его другом Васей Шумковым, сошедшим с ума от переживаний по поводу не сделанной к сроку работы.

Вася Шумков, главный герой повести, предстает как еще один представитель «типа мечтателя» в творчестве Достоевского. При этом его мечтательность существенно отличается и от мечтательности, свойственной герою повести «Белые ночи», и от мечтательности Макара Девушкина. Герой повести «Белые ночи» - образованный и начитанный человек, поэтому он выстраивает особый мир мечтаний на основе литературных произведений и по модели литературных историй. Будучи развитой индивидуальностью, он полагает себя в качестве абсолютного центра фантастического мира, порождаемого его воображением. Макар Девушкин не столь литературно развит, как мечтатель «Белых ночей», он не в состоянии выстроить мир мечтаний, полностью оторванный от жизни и основанный исключительно на литературе (хотя и стремится к этому) - поэтому его мечтания есть, скорее, «надстройка» над реальными отношениями с реальной женщиной. Но и он является таким же эгоцентриком, как мечтатель из «Белых ночей»; воображаемый мир вращается вокруг него самого, это мир более богатых и более идеальных, чем в реальности, отношений со своей возлюбленной.

Вася Шумков демонстрирует совершенно иную разновидность «типа» мечтателя. Будучи еще более простым, бесхитростным и совершенно чуждым «литературщине» человеком, он в своих мечтаниях выстраивает мир идеальных отношений, охватывающих всех людей и призванный принести счастье всем людям. Шумков — это мечтатель-альтруист, который не идеальный мир строит ради себя, а себя готов отдать ради идеального мира. При этом он настолько прост, настолько не обладает воображением, что его мечтания возникают только тогда, когда в его жизни происходит какое-то счастливое событие, воодушевляющее его и заставляющее выходить за рамки обыденности.

Именно это происходит в самом начале повести: Вася сообщает своему другу Аркадию о том, что влюблен и любим. Неожиданное событие любви, возникающая перспектива счастливой семейной жизни, которой, как кажется поначалу, ничего не угрожает, вдохновляет Васю, и он приходит в необычное состояние, в состояние мечтаний. Общая черта всех мечтателей Достоевского состоит в том, что, погрузившись в идеальный мир, они плохо ориентируются в реальном мире, начинают пренебрегать им. Для Васи это оборачивается трагедией. Будучи вполне «земным» человеком, он в ситуации свершающегося счастья оказывается неспособным соединить свои раскрепостившиеся мечтания с реальностью и ее требованиями. Как раз в это время он получает большое задание (ему нужно набело переписать несколько тетрадок каких-то записей) от своего начальника и благодетеля Юлиана Мастаковича, но он не в состоянии работать так же интенсивно и тщательно, как это было до сих пор; в результате, к назначенному сроку он заканчивает только малую часть порученной ему работы.

Очнувшись, Вася оказался в той же самой ситуации и с теми же чувствами, что и герои Достоевского Соловьев и Прохарчин, которые «заробели», и «безгрешный» чиновник, из-под ног которого начал «скользить» мир. Впрочем, Вася всегда ощущал что-то вроде вины за то, что он недостоин тех благ, которые приносит ему жизнь и благосклонная судьба. Влюбленность, вызвавшая состояние мечтательности, привела к тому, что Вася на время забыл о реальности и ее требованиях, а когда «очнулся», то с ужасом осознал, что среди того, чем он пренебрег, — исполнение работы, заданной его благодетелем. Вася пытается сконцентрироваться на своей работе в последние дни и часы перед назначенным сроком, но чем ближе этот срок, тем больше его охватывает отчаяние и вина за свою неблагодарность. Он признается Аркадию, что мысль о том, что его признают неблагодарным, ужасна для него. Если он не сделает работу к сроку, то, по Васиным представлениям, это будет несравнимо более ясной и очевидной демонстрацией его неблагодарности, чем мучающая его невозможность высказать свою благодарность словами. Именно поэтому, несмотря на явную нехватку времени для окончания работы, Вася непременно хочет прийти в первый день нового года к Юлиану Мастаковичу, чтобы расписаться в поздравительной книге; этим он хоть как-то пытается сгладить свою «неблагодарность».

По мере приближения срока сдачи работы в Васиной душе разрастается ужас от своего «поступка», от своей «вины». И дальше Вася предрекает свою гибель, одновременно достаточно определенно намекая на то, что не само невыполненное дело является здесь главной причиной, а какое-то более глубокое чувство своей «неполноценности», недостойности, которое только обострилось после рождения счастливой любви.

В конце концов Аркадий начинает понимать истинную причину охватившего Васю чувства, в котором смешались тоска, ужас, раскаяние и отчаяние. Аркадий осознает, что невыполненное дело — только повод к отказу от счастья, что Вася в любом случае не принял бы его, поскольку чувство собственной недостойности и вины — это самые глубокие и неискоренимые его чувства.

Дальше события стремительно идут к трагической развязке. Вася все больше и больше замыкается в себе, в своих ощущениях вины и отчаяния, и Аркадий уже не в состоянии чем-то помочь ему, не в состоянии даже отвлечь его от тягостных раздумий. В конце концов Вася «надрывается», с ним происходит окончательная катастрофа, заканчивающаяся сумасшествием. Оставив Васю поздно вечером за своей безнадежной работой, Аркадий, проснувшись утром, видит, что Вася по-прежнему сидит за столом и пишет. Далее вина, таившаяся в глубине Васиной души, прорывается наружу и заполняет его сознание. Васей овладевает безраздельный ужас, порожденный маниакальной мыслью о том, что его за все его прегрешения отдают в солдаты.

Оставив Васю одного в квартире, Аркадий бежит за врачом, но когда возвращается, оказывается, что Вася ушел на службу в департамент. Финальная сцена трагической истории Васи Шумкова разыгрывается в кабинете Юлиана Мастаковича, где сошедший с ума Вася полностью погружен в мысли о предстоящей солдатчине. Окружающие, как могут, жалеют Васю, а Юлиан Мастакович, узнав о непосредственной причине его безумия, восклицает: «Боже, как жаль! <...> И дело-то, порученное ему, было неважное и вовсе не спешное» (2.46). В этот момент мы еще раз со всей ясностью понимаем, что трагедия Васи связана вовсе не с его невыполненной работой, он был обречен, потому что в нем слишком сильно было чувство вины, причем не эмпирически обусловленной вины, которую можно преодолеть, устранив ее источник или убедив себя в его несущественности, но вины метафизической, обусловленной особым чувством реальности - чувством, что реальность не в состоянии быть твердой опорой бытия личности. Это сознание обострилось именно в связи с возникновением любви и предчувствием возможности «твердого» семейного счастья. Причем Вася сам понимает, что происходящая с ним катастрофа как-то связана с внезапно пришедшей к нему счастливой любовью. Это понимание проступает в последних его словах к другу Аркадию перед окончательным наступлением безумия.

В финальной сцене, происходящей в департаменте, перед отправкой Васи в сумасшедший дом, выделяется описание поведения одного из сослуживцев Васи, «лет уже тридцати» и «очень маленького роста». Нам кажется, что Достоевский намекает на то, что случай Васи не уникален, и людей с таким же ощущением метафизической вины, которое никакими усилиями не вытравить из души, не так уж мало. Этот маленький человек выступает двойником Васи, точно так же как предвосхищением более поздних персонажей - Соловьева и «безгрешного» чиновника.

В эпилоге повести, следующем непосредственно за указанной сценой в департаменте и повествующем о возвращении Аркадия домой, а потом и о случайной встрече с возлюбленной Васи Лизой через два года после описанных событий, содержится тот самый фрагмент, который Достоевский позже повторяет в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» уже как описание «происшествия», случившегося с ним самим. В повести «Слабое сердце» видение фантастического Петербурга посещает Аркадия, и после этого он понимает подлинную причину Васиного безумия.

Что же понял в этом мгновение Аркадий? Повторный рассказ об этом «происшествии» в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе» с последующим описанием новой жизни, которая началась для писателя после этого события, помогает ответить на этот вопрос. Но прежде, чтобы сделать ответ более ясным, обратим внимание на одну достаточно странную особенность повести «Слабое сердце». Мы имеем в виду несколько нарочитое изображение писателем отношений между главными героями повести — Васей, Аркадием Ивановичем, Лизой, ее маменькой и ее братом Петей. Эти отношения являются неестественно «любовными», «проникновенными», с оттенком чрезмерной экзальтации. Повесть начинается сценой, в которой слишком серьезного Васю, одетого во фрак, Аркадий валит на кровать и начинает, играючи, душить, они катаются по кровати словно расшалившиеся маленькие дети.

На фоне таких отношений постепенно развивающаяся Васина тревога, переходящая в безумие, выглядит особенно зловеще, но создаваемая Достоевским атмосфера идеально-любовных отношений явно имеет свою собственную внутреннюю логику и какую-то особую цель. Прежде всего, можно, видимо, утверждать, что эти отношения являются результатом благотворного влияния Васи на окружающих людей. Создавая в своих грезах какой-то идеальный мир, мечтатель рассматривает этот мир наравне с реальным, полагает его столь же значимым; и вот, оказывается, что это способно привести к изменению реального мира. Он хотя бы чуть-чуть сдвигается в сторону идеала, приобретает некоторые его черты. С одной стороны, он мечтатель и предполагает невероятное, но, с другой стороны, он реально влияет на окружающих и придает их отношениям идеальный характер.

Последние строки повести «Слабое сердце» повествуют о том, как резко изменилась жизнь близких Васе людей после катастрофы, произошедшей с ним. Вместе с Васей из жизни этих людей навсегда ушла подлинная любовь, искренняя веселость и благодатная надежда. Хотя Вася не пережил той меры ответственности за несовершенство мира, которую он сам возложил на себя, оказалось, что он все-таки обладал существенным влиянием на мир и делал его, по крайней мере в тесном кругу общения близких ему людей, гораздо более совершенным и счастливым. Его уход лишил этих близких людей всего, и у них уже не осталось надежд на будущее.

Подводя окончательный итог нашему рассмотрению истории Васи Шумкова, можно признать определенное сходство этого героя с еще одним известнейшим персонажем позднего Достоевского - с Иваном Карамазовым. Ведь главный элемент истории Ивана, его «бунт» против Бога, также заключает в себе переживание своей ответственности за несовершенство мира, за страдание людей в нем. И ведь сходит с ума Иван, как и Вася, от чрезмерной совестливости, от острого чувства вины - не только за конкретное событие, убийство отца, но и за страдание и гибель всех людей, словно он мог и обязан был всех их спасти и сделать счастливыми.

Источник: Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3263