Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Скверный анекдот": краткое содержание и анализ рассказа Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Главный герой «Скверного анекдота» — Иван Ильич Пралинский, высокопоставленный чиновник, который занимает четвертую строчку четырнадцатиступенчатой табели о рангах тогдашней царской России. То есть он действительный статский советник, что соответствует генеральскому чину. Однако этот высокий чин не избавляет героя от мучений, которые свойственны чиновникам мелким — Голядкину из «Двойника» и рассказчику «Записок из подполья».

«Скверный анекдот»: краткое содержание рассказа

Пралинский постепенно и благополучно поднимался по служебной лестнице, что является самым важным в чиновничьей службе, и в результате занял весьма неплохое положение. Но по какой-то неведомой причине ему все равно казалось, что его не признают в достаточной мере, что никто не ценит его достоинств. Иными словами, он мучается оттого, что не может добиться настоящего признания. Пралинскому постоянно кажется, что люди отворачиваются от него, он жаждет признания и выискивает случай, чтобы выставить напоказ свои добродетели.

Однажды вечером он был приглашен в дом своего начальника Степана Никифоровича Никифорова, который праздновал новоселье. Кроме него приглашен только один человек. Все собравшиеся обладают генеральским чином. Во время их беседы Пралинскому кажется, что Никифоров, который старше его летами, относится к нему несколько холодно. Постоянно снедаемый мыслями о том, что его игнорируют, главный герой воображает, что эта холодность является еще одним молчаливым свидетельством его отверженности. И ему становится от этого нестерпимо больно.

Возвращаясь пешком с новоселья, Пралинский проходит мимо домика, где играют свадьбу. Осведомившись у городового, он обнаруживает, что жених — регистратор Псевдонимов, который служит в канцелярии того же ведомства, что и Пралинский. И тогда Пралинский вдруг заходит в дом этого человека, которого обычно не удостаивает своим разговором. Сам он расценивает свое решение как проявление настоящего «гуманизма», ему хочется продемонстрировать свое великодушие — чтобы его увидели и оценили. Так он рассчитывает избавиться от чувства отверженности и одиночества.

Нежданное появление «его превосходительства» ломает всю атмосферу праздника этих бедных людей. Гости замолкают и не могут сообразить, что происходит. Усевшись на самое почетное место, Пралинский терзается страхами за то, что вся его затея закончилась провалом, но отступать уже некуда. Пытаясь возвратить праздник в прежнее русло, генерал усиленно выпивает подносимое ему шампанское и тщится продемонстрировать широту души, приличествующую доброму начальнику. Однако все усилия его напрасны, праздник испорчен. От отчаяния Пралинский выпивает добрую рюмку водки и пьянеет совершенно. Дело кончается тем, что его уносят спать на ту постель, которая предназначена для новобрачных.

«Скверный анекдот»: анализ рассказа

В этом рассказе с потрясающим мастерством и убедительностью Достоевский описывает слабого и жаждущего признания человека, который, желая забыть про холодность Никифорова и избавиться от своей горечи, сначала пытается выставить напоказ свой «гуманизм», а потом напивается до бесчувствия. В его пьяном мозгу прокручиваются самые разные чувства: позор, ненависть к себе, желание исправить ситуацию. Ему мерещатся враги, он поднимается с места, чтобы дать им отпор, но тут его одолевает слабость и угрызения совести и он снова усаживается. Словом, мы наблюдаем театр одного актера, который показывает нам борьбу достойного сожаления человека с самим собой.

Голядкин из «Двойника» и Вася из ««Слабого сердца» демонстрируют борения души, которые напоминают умопомешательство, но в «Скверном анекдоте» Достоевский достигает еще большей убедительности — в этом материале он чувствует себя как рыба в воде. Видения, которые пробегают в мозгу Пралинского, его сумбурная речь, его череда впечатлений, эта душевная подвижность, которую невозможно заключить в какие-то рамки — все это описано с великолепным мастерством.

О Псевдонимове сказано не так много, но мы должны вспомнить тяжелый взгляд этого регистратора, чей праздник разрушил «гуманист» Пралинский: «Ивану Ильичу показалось, что в глазах Псевдонимова есть что-то холодное, затаенное, даже что-то себе на уме, особенное, злокачественное».

Было бы не удивительно, если бы взбешенный Псевдонимов попытался убить генерала. Цензура вряд ли бы допустила, чтобы в рассказе было представлено убийство высокопоставленного чиновника. Возможно поэтому Достоевский избегает мрачной развязки. Если бы «анекдот» закончился таким образом, поменялось бы все звучание рассказа.

Одна из линий, которая отделяет произведения Достоевского «до» и «после» «Преступления и наказания», состоит в следующем. До «Преступления и наказания» Достоевский не выводит на сцену убийц, начиная же с этого романа они появляются на страницах его произведений. «Скверный анекдот» стоит как бы посередине. Появление убийцы было бы оправдано всем ходом действия, но убийства, тем не менее, не случается — Достоевский выбирает более мягкую концовку.

Многие поклонники Федора Михайловича ценят его за «философские идеи», но немало среди них и таких, которые находят пищу в точном и тонком описании подвижной стихии человеческой души.

«Скверный анекдот» — это комедия, где представлен подленький и смешной Пралинский, эта комедия безжалостна и глубока. Это и заставляет читателя вновь и вновь перечитывать рассказ, сюжет которого уже знаком ему до мельчайших подробностей. Психология и движения души Пралинского — этого отверженного — описаны с тонкостью и щедростью, что сообщает ему глубокую убедительность. В каждой строке ощущается талант писателя, что делает «Скверный анекдот» шедевром. По тем же причинам «Двойник» является шедевром среди ранних произведений Достоевского.

В начале рассказа ясно отражена атмосфера России 60-х годов XIX века — России, исповедующей «гуманизм», свойственный этому периоду конца крепостного права. Таким образом, рассказ имеет и социальную окраску, которая выражается в характере «нашего современника» Пралинского — человека слабого и не самодостаточного. В то же самое время ему противостоят его коллеги-генералы, которые являются представителями своего консервативного сословия и не желают никаких общественных перемен. Одного из них, Семёна Ивановича Шипуленко, Достоевский аттестует так: «Был он женат, был он угрюмый домосед, свой дом держал в страхе, служил с самоуверенностию, тоже прекрасно знал, до чего он дойдет, и еще лучше — до чего никогда не дойдет, сидел на хорошем месте и сидел очень крепко».

Что до Пралинского, то он не имеет твердых убеждений, он «белоручка» и в некотором роде поэт, с его уст сыпятся слова «новая эпоха», «гуманизм», «освобождение». В его лице Достоевский показывает нам представителя «прогрессистской» партии, «нашего современника».

Противопоставляя два человеческих типа, писатель не солидаризируется ни с одним из них, он с одинаковой иронией пишет как о консерваторах, так и о прогрессистах. В более позднем рассказе «Крокодил» мы чувствуем такую же дистанцированность, образованную насмешкой и социальной критикой.

В то же самое время я не стал бы усиленно подчеркивать только социальную составляющую «Скверного анекдота». Выпячивание критического отношения Достоевского по отношению к «великой реформе» означало бы сделать преувеличенный акцент на «идеологии» Достоевского.

Рассказ написан не с целью уязвить консерваторов и прогрессистов. Главный порыв Достоевского направлен на то, чтобы описать характеры своих персонажей, он получает истинное удовольствие от своей иронии и гротеска, которые употребляет при описании характеров своих героев.

Самоуверенный и блестящий господин оказывается у Достоевского ничтожеством и трусом, человек в маске интеллигента, который толкует о высоких идеалах и творчестве, оказывается самозванцем, смешным пьеро. Обнаружение сути таких самозванцев составляет характернейшую и интереснейшую черту творчества Достоевского.

Достоевский — как ранний, так и поздний — обожал выводить на сцену «ложных героев». С 1862 по 1865 год, когда он был редактором журнала «Время», Федор Михайлович много занимался критикой и его любовь к «ложному герою» реализовывалась в том общественном задоре, который обретал у него форму слухов и откровений.

Написанные в этот период произведения — «Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья», «Крокодил» — имеют похожую природу и образуют в этом отношении определенный цикл.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
28
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12419