Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Село Степанчиково и его обитатели": описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» - роман Ф.М. Достоевского. Писатель приступил к непосредственной работе над ним не ранее чем с осени 1857 г. После перерыва (завершение «Дядюшкина сна») Достоевский продолжил создание романа. 11 апреля 1859 г. он высылает редактору «Русского вестника» «три четверти» произведения, а в мае-июне брату Михаилу окончание. Опубликовано же было «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки» за 1859 г. (№№11—12).

Замысел романа возник в «сибирский» период жизни Достоевского. Интерес к русской провинции, отразившийся в выборе места действия, совпадал с тематикой отечественной литературы 1850-х гг. (Щедрин, Писемский, Островский, Гончаров, Тургенев), продолжал гоголевскую традицию. Фабула и сюжетные мотивы близки к произведениям Мольера, Диккенса, Я. Полонского, Тургенева, Нарежного. «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского сориентировано на тексты Писемского, Козьмы Пруткова, А. Афанасьева, Карамзина, Ф. Булгарина, сочинения «натуральной школы». Наиболее полемично восприняты Достоевским «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, которые цитирует герой романа Фома Фомич Опискин.

Созданное в переломное для писателя и для России время, комическое произведение стало художественным опытом воплощения ранних «почвеннических» представлений, формирующихся у Достоевского уже с середины 1850-х гг. В письме А. Майкову из Семипалатинска от 18 января 1856 г. он замечает: «Да! разделяю с Вами идею, что Европу и назначенье ее окончит Россия». Этот этап в творчестве писателя можно назвать «предпочвенничеством». Оформление же взглядов произойдет в начале 1860-х годов. Само название романа наполнено обобщающим смыслом: автор размышляет о национальном состоянии, о перспективах национальной жизни. Брату Михаилу Достоевский писал 9 мая 1859 г, что он в «Селе Степанчикове» «положил» «душу» свою, «плоть и кровь», что там «есть два огромных типических характера, создаваемых и записываемых пять лет <...>, характеров вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой». Писатель переосмысливает наследие сороковых годов, показывая зависимость дальнейшей истории России от прошедшей эпохи.

Складывающийся комплекс идей о народно-христианском эстетическом идеале, о разрыве между культурным слоем нации и «почвой», истиной, хранимой в народе, пафос собирания общества воедино определяют особенности сюжетного построения и организации образной системы в романе. Автор видит наличие двух типов: героя, близкого к «почве», и героя, оторванного от нее, — полковника Ростанева и Фомы Опискина. Конфликт — столкновение полярных национальных начал: почвенного и беспочвенного. Это обусловливает идейную наполненность комической формы и нравоописательность записок. Фигура повествователя — Сергея Александровича, племянника Ростанева, — позволила Достоевскому не высказывать собственные взгляды непосредственно и предложить многозначные мотивировки характеров.

Действие романа «Село Степанчиково и его обитатели» происходит в течение двух дней — накануне праздника Илии-пророка и в сам праздник. Проецируя излагаемое на библейскую историю Илии, обличавшего языческие нравы в царствование Ахава, Достоевский предлагает обратную сюжетную ситуацию: власть псевдопророка и правда человеческого поведения. Норма раскрывается в естественности добра, чистоты и смирения, в органической жизни русского крестьянства и высших проявлениях «почвенной» души. Отмечая поклонение идолу, автор указывает на реальную опасность, какой подверглась Россия после сороковых годов. Поскольку имя Илии связывается и с эсхатологическими знаменованиями, то образ «грозы» во второй части произведения отсылает к возможному концу времени. «Село Степанчиково» впервые столь явно выражает апокалиптическое мироощущение писателя. Образ же Фомы Фомича Опискина предстает в числе первых у Достоевского образов беса, лжепророка. Заметны в нем и черты, которые позднее будут оценены в «метаромане» 1860 — 1870-х гг. как приметы антихриста. Символический подтекст высказывается в имени: Фома — «близнец», «двойной», «двоякий», что выделяет расщепленность, негативность миробытия «приживальщика» и «тирана». Фома — эпигон европейского гуманизма, доведенного до мизантропии. Автор романа иронически снижает целый ряд мыслей Опискина: мистические рассуждения о единении помещика и мужика, об отеческом отношении к крестьянину (это тавтология гоголевских «Выбранных мест»), о добродетелях и пороках, о просвещении народа и пр. Слова Фомы несостоятельны, ибо проистекают из презрения к «почве», из желания сломить органичный ход жизни, подменить ее фразой, поставить русский мир под власть ложно понятого европейского образца. Разрушительному влиянию подвержены все обитатели села Степанчикова, ставшего «бедламом», «содомом». Одна из существеннейших идей произведения — преодоление языческого самообожествления личности. Поэтому роман и завершается эпилогом-идиллией. Опискин противостоит и Ростаневу, и всем крестьянским персонажам, прежде всего Фалалею и Гавриле, а также детям Ростанева — Саше и Илюше и их гувернантке — Настеньке. Фигура полковника — главная антитеза образу Фомы Фомича. Ростанев наделен верой в младенческую невинность других, в каждом лицезреет «ангела». Подчеркнутая близость героя к народной правде, отсутствие в его характере влияния западной цивилизации делают образ носителем зиждительных сил христианского бытия. Однако Достоевский создает вовсе не идеальный тип, он отмечает и его противоречивость: слабость воли, неспособность отвергнуть зло, повергнуть кумира. Прекрасное в образе Ростанева окружено комическим. Герой лишен рефлексии, способности к разумному решению проблем. Однако чистота души прочно роднит его с патриархальной крестьянской общиной, а это контрастно по отношению к комическому уродству Фомы. История любви полковника и Настеньки, столкновение с Опискиным напоминают во множестве деталей предание о Георгии Победоносце, чудо Георгия о змее. Значимо совпадение имени Ростанева (Егор) с именем легендарного святого. Составляющееся счастье героев проникнуто правилами крестьянских устоев, но перенесенных в высший культурный слой. Здесь достигается сосложение национального космоса, что понимается Достоевским в качестве главной проблемы эпохи. Семантика имени «Анастасия» — «воскресение» — утверждает идею восстановления жизни в ее упорядоченности, рождение «живой жизни». Именно Настя соединяет собой мысль и сердечный порыв. В противовес времени первого потопа (ключевое слово произведения — Ной) ожидается спасение во взаимном участии и добре. Условием его является «почвенный» кодекс поведения и мирочувствия. Его символизирует Фалалей. Он воплощает национальные стихии красоты и радости.

Повествование племянника Ростанева ведется по правилам «натуральной школы», очерковых нравоописательных картин. Однако это и позволяет автору показать известную непроницательность такого повествователя, скрыть за иронической формой свои философские представления. Будучи связанным с публицистикой, критикой, художественным творчеством начала 1860-х годов, роман оказывается пробой характеров и сюжетных мотивов, что не умаляет его самостоятельную литературную ценность.

Первая инсценировка «Села Степанчикова» создана К.С. Станиславским в 1889 г.; в 1891 г. он же осуществил первую театральную постановку на сцене «Общества искусства и литературы». Резонанс вызвал и спектакль Московского Художественного театра в 1917 г. Роман Достоевского многократно интерпретировался на сцене. Выдающимися исполнителями роли Фомы Опискина были И.М. Москвин (1917), И.В. Ильинский (1957), А.Н. Грибов (1980).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3823