Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Крокодил": краткое содержание и анализ рассказа Достоевского

  • Статья
  • Еще по теме

Это произведение было написано Федором Михайловичем Достоевским в 1864 году, а опубликовано в 1865 г. Рассказчик «Крокодила» поведал нам такую историю. 

«Крокодил»: краткое содержание 

В петербургский Пассаж, в магазин, принадлежавший некоему немцу, привезли на показ большого крокодила. Однажды днем чиновник по имени Иван Матвеевич, его красавица-супруга Елена Ивановна и повествователь (их близкий друг) отправляются посмотреть на этого крокодила. Произошедший в Пассаже удивительный случай и составляет предмет рассказа.

Когда Иван Матвеевич принялся щекотать нос крокодилу своей перчаткой, тот каким-то образом умудрился проглотить его. Тогда остальные обескураженные зрители стали требовать «вспороть» крокодилу живот, но противный немец не только отказывался сделать это, но стал требовать от гостей денежной компенсации, поскольку они «накормили» его крокодила с ласковым именем Карльхен такой отравой, от которой он может и подохнуть.

Поскольку в воздухе носилось «Вспороть! Вспороть!», что напоминало посетителям Пассажа о порке крестьян, в лавке появился носитель «прогрессивных» убеждений, который стал говорить о недопустимости такой «ретроградной» меры. Тут из крокодила вдруг подал голос Иван Матвеевич, который не соглашается вспороть крокодилу брюхо без называния суммы компенсации хозяину, ибо «без экономического вознаграждения трудно в наш век торгового кризиса даром вспороть брюхо крокодилово, а между тем представляется неизбежным вопрос: что возьмет хозяин за своего крокодила? а с ним и другой: кто заплатит? ибо ты знаешь, я средств не имею». При этом он утверждает, что до решения денежного вопроса ему лучше побыть в брюхе, поскольку здесь «тепло и мягко», хотя и подванивает резиной.

Рассказчик отводит Елену Ивановну домой, причем она приходит в сильное возбуждение, выглядит еще моложе и красивей против обычного, намекает, что теперь она осталась вдовой... Чуть позже она заговорит о разводе — поскольку «муж должен дома жить, а не в крокодиле».

Рассказчик отправляется за советом к своему сослуживцу Тимофею Семёновичу. Тот высказывается в том духе, что давно предполагал: может случиться что-то в этом роде, поскольку Иван Матвеевич все время говорил о каком-то «прогрессе», а потому из-за своей заносчивости и очутился в крокодиловом брюхе. Вместе с тем он мудро советует не рассказывать на службе про крокодила — ведь Иван Матвеевич, как всем известно, должен отбыть в заграничный отпуск на три месяца.

Самые разные петербургские газеты поднимают шум по поводу этого необычайного происшествия. Они говорят о том, что в России еще не обучились гуманному обращению с животными. Желая поглядеть, как люди воспринимают это происшествие, рассказчик заворачивается в шинель и отправляется в Пассаж, где, как он предчувствует, образовалась давка...

Такова сюжетная канва этого рассказа. В нем Достоевский предпочитает не «насильственную» концовку, а обрывает повествование, давая волю читательскому воображению.

«Крокодил» (Достоевский): анализ рассказа

Обращает на себя внимание, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, представляет собой типаж газетного репортера, рыщущего по городу в поисках новостей. При этом Достоевский слегка меняет этот типаж газетчика. Это, конечно, не непосредственный участник событий, это — очевидец, который находится возле главных героев и наблюдает, что с ними происходит. Это, если так можно выразиться, «полуперсонаж», который интервьюирует персонажей полноценных. Когда герой повествования Иван Матвеевич оказывается в брюхе у крокодила, он говорит рассказчику, что хочет использовать того в качестве секретаря, определяя, таким образом, функцию, которую исполняет повествователь в этом рассказе.

В «Бесах» и «Братьях Карамазовых» такой же «полуперсонаж» («я») будет тоже поставлять информацию о случившемся. Вся литература Достоевского имеет характер новостной хроники, что проявляется и в образе рассказчика.

Свои произведения 1862-1865 гг. («Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья» и др.) Достоевский публиковал в редактируемых им журналах «Время» и «Эпоха». Все эти произведения отмечены полемическим зарядом — они напитаны иронией и «фельетонностью». «Крокодил» (1865 г.) принадлежит к той же самой серии — в этой «художественной» прозе отчетливо отражены споры и журналистские дискуссии того времени.

В России 1860-х годов, начавшей осуществлять многочисленные социальные реформы (прежде всего, ликвидацию крепостного права), был высок дискуссионный градус, и, конечно, петербургские образованные люди выдвигали самые разные теории, которые отражены в той жесткой полемике, которую вели между собой журналы.

«Время», а затем и «Эпоха» развернули знамя «почвенничества» — несколько аморфной формы русского патриотизма. «Уши» Достоевского-полемиста торчат в «Крокодиле» повсюду. Он не мог удовлетвориться ролью журнального критика. А потому он обобщил своих оппонентов из прогрессистского «Современника» в одном лице, умело вкладывая в его уста присущую тем фразеологию и вводя ее в ткань своего анекдотическо-фельетонного повествования. Рассказчик неоднократно отмечает, что голос Ивана Матвеевича из брюха крокодила звучит как будто издалека, что должно было еще раз подчеркнуть отрыв «прогрессивной партии» от реальности. В речах самого рассказчика часто встречаются газетные цитаты — длинные и производящие комическое впечатление — что является составной частью авторского замысла. Ученые из Института русской литературы («Пушкинский дом») провели подробные исследования журнальной полемики тех лет и показали, кому конкретно адресуются те или иные колкости, появляющиеся в речах персонажей рассказа. Из этих комментариев ясно, что «Крокодил» — это произведение, направленное прежде всего против прогрессистов из «Современника».

Доносящийся из брюха крокодила голос Ивана Матвеевича — это настоящая публичная речь, направленная на «улучшение судьбы всего человечества». Понятно, что в этом пассаже Достоевский подвергает осмеянию экономиста Чернышевского — духовного лидера «Современника», арестованного властями.

Сразу после публикации «Крокодила» стали циркулировать разговоры, что в этом рассказе Достоевский подверг злобному осмеянию страдальца Чернышевского. Федор Михайлович полностью отрицал это («Дневник писателя», 1873 г. «Нечто личное»), но ясно, что у него было такое намерение. Прототип Елены Ивановны, жены Ивана Матвеевича, — это Ольга Чернышевская.

Свои идеи Чернышевский выразил в утопическом романе «Что делать?» (1863 г.). В этом произведении он неоднократно подчеркивает: все поведение человека может быть объяснено с точки зрения «выгоды»; для того, чтобы жизнь человека стала более радостной, следует только побудить его совершать поступки, соответствующие этой цели; если в соответствии с этим принципом дать выход такому пониманию «эгоизма», то и общество станет здоровым. Разве не над этим оптимистическим утилитаризмом издевался Достоевский в «Записках из подполья»?

Продолжение этой полемики мы видим в карикатурном Иване Матвеевиче из «Крокодила». Его обращенные ко всему человечеству речи, раздающиеся из крокодильего брюха, возможно, пародируют Чернышевского, который писал «Что делать?», находясь в тюремной камере.

Разбитной, фельетонный стиль «Крокодила» перевертывает устоявшиеся читательские представления о Достоевском. Обычно полагают, что Федор Михайлович — это сугубо серьезный писатель, который занят обсуждением метафизических проблем. Разумеется, в широком смысле этого слова, Достоевский — это писатель, в центре творчества которого стоят такие религиозные проблемы, как спасение человека, бытие Бога и бытие науки и т. п. Вместе с тем у него есть и произведения более «приземленного» плана, где господствует разбитной стиль и где писатель ставит своей целью рассмешить читателя. И эта сторона была проявлена достаточно ярко с самого начала его творчества.

Когда Достоевский находился еще в самом начале своего писательского пути, его влекли не только исторические пьесы Шиллера и Пушкина, но и водевиль, и фельетон. Он с большим удовольствием читал многочисленные водевили, печатавшиеся в театральном журнале, с которым сотрудничал его старший брат Михаил, обожал он и фельетониста Люсьена, выведенного у Бальзака в «Утраченных иллюзиях».

Внутренний мир неудачливого и отвергаемого сослуживцами мелкого чиновника составлял главный интерес молодого Достоевского («Бедные люди», «Двойник»). Но материалом для этой серьезной тематики служили и те мелкие уличные пересуды, которые можно было услышать на петербургских улицах. И в этом сказались литературные пристрастия Достоевского. «Двойник» написан в «раешном» ключе — его стиль утрирован и неестественен. «Господин Прохарчин» — в стиле анекдота, который вдруг заставляет читателя разразиться смехом. И это потому, что Федору Михайловичу нравились произведения водевильного плана. «Крокодил» продолжает эту смеховую традицию Достоевского.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
15
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 8561