Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Елка и свадьба" (Достоевский): анализ рассказа, характеристика главного героя

  • Статья
  • Еще по теме

Если посмотреть на жизненные занятия персонажей Достоевского, то выяснится, что среди них больше всего чиновников — настоящих и бывших. В подавляющем большинстве случаев это чиновники мелкие или же средней руки. В ранних произведениях это Девушкин из «Бедных людей», Голядкин из «Двойника», Прохарчин из «Господина Прохарчина», Вася и Аркадий из «Слабого сердца», мечтатель из «Белых ночей». В поздних произведениях — это герой «Записок из подполья», Мармеладов из «Преступления и наказания».

Все это, однако, не означает, что чиновники с более высокими должностями в произведениях Достоевского не появляются совсем. Герой рассказа «Ёлка и свадьба» Юлиан Мастакович — человек средних лет, холостяк, начальник департамента.

Заурядные чиновники Достоевского — люди жалкие и смешные. Каков же герой, который занимает более высокое положение? Мастакович, разумеется, выглядит более внушительно, чем какой-нибудь Макар Девушкин. Но что творится у него там, внутри?

В конце года Мастаковича приглашают на детский бал — на елку в дом некоего предпринимателя. Среди приглашенных была и купеческая супружеская пара с прелестной дочкой одиннадцати лет. Поговаривали, что за ней уже есть триста тысяч приданого. Однако по законам тогдашней России девушка могла вступить в брак только по достижении шестнадцати лет.

Увидев девочку и услышав про ее приданое и возраст, Мастакович выходит из богато убранной залы и, загибая пальцы, приступает к подсчетам. «<…>Ну, пятьсот, положим, пятьсот тысяч, по крайней мере, это наверно...»

Потом мы переносимся на пять лет вперед и видим Юлиана Мастаковича — «кругленького и сытенького». Мы видим его бодрую фигуру возле церкви, где должна состояться его свадьба. Невесте только что исполнилось шестнадцать лет, на ее лице, еще не утерявшем печать детскости, явлены грусть и печаль. В толпе говорят, что за ней пятьсот тысяч приданого. Выходит, что расчет Мастаковича оказался верен.

Когда Достоевский описывает чиновничий мир, он не испытывает никакого почтения по отношению к высокопоставленным чиновникам — наоборот, он становится более язвительным.

Еще один высокопоставленный чиновник — это губернатор Андрей фон-Лембке из «Бесов». Если определить его натуру одним словом, то это совершенная посредственность. По-настоящему ему нравится только одно — в тихом одиночестве заниматься рукоделием. И в общем-то должность губернатора — это для него несчастье. Он глуп и слаб, он вознесся над людьми не по заслугам, а потому он страдает подозрительностью, он все время следит, как бы подчиненные не оставили его в дураках. К тому же и его жена Юлия тоже не блещет умом, но, однако, надувает щеки и полагает, что, наверное, ее высшее предназначение состоит в том, чтобы в качестве супруги губернатора верховодить в высшем губернском обществе. Из-за этого и Лембке приходится корчить из себя то, чем он не является на самом деле, испытывая при этом душевное беспокойство и дискомфорт, а от этого ему становится еще хуже.

Достоевский любил и превосходно умел издевательски изображать слабохарактерных людей и их выкрутасы. Этот фарсовый реализм виден и в беспощадном изображении людей простых, и в изображении такого господина, как губернатор. Однако смех, возбуждаемый Достоевским, не является веселым и чистым. В случае с Мастаковичем при описании его «блестящего плана» и свалившегося на него счастья читатель ощущает сарказм и еще способен посмеяться от души. Но вот в Лембке ощущается надрыв, в нем видны ростки безумия... Делается как-то не смешно — собирающий полевые цветы Лембке заставляет вспомнить потерявшего рассудок Короля Лира, “причудливо убранного полевыми цветами”», — что, возможно, и забавно само по себе, но только смеяться не хочется. Ведь Достоевский хотел нам показать тонкости работы подсознания у этого заурядного и слабого человека.

Своим пристальным взглядом Достоевский наблюдает за губернатором Лембке — и этот взгляд не отличается от того, как он вглядывался в обезумевшего мелкого чиновника Голядкина из «Двойника».

Среди героев Достоевского — чиновников и военных любого ранга и звания — мы не встретим обладателей таких образцовых качеств, как благородство, чистота и мужество.

В «Ёлке и свадьбе» мы сталкиваемся с комбинацией героев, которая часто встречается у Достоевского: господин средних лет и неопытная в делах этого мира девушка. В поведении Юлиана Мастаковича, этого господина средних лет, хорошо видны и стремление произвести впечатление, и алчность, но в то же самое время совершенно ясно, что в нем есть и похоть, предметом которой является малолетка. У Достоевского много таких персонажей, которые в этом отношении схожи с Мастаковичем. Это и князь Валковский из «Униженных и оскорбленных», который облизывается на Наташу, похожую на студентку; в «Преступлении и наказании» это сладострастник Свидригайлов, который заигрывает с молодой и пышущей здоровьем Дуней, это и Лужин, ценящий только деньги и общественное положение. В «Идиоте» это помещик Тоцкий, который нацеливается на Настасью Филипповну с ее детских лет. В «Подростке» мы видим господ, которые готовы «помочь» бедной студентке Оле. В «Вечном муже» мы встречаемся с Трусоцким — чиновником средних лет, который обручается с молоденькой девушкой. В «Кроткой» ростовщик женится на пятнадцатилетней девушке.

Многократно репродуцируемые отношения одного и того же свойства образуют тот социальный фон, на котором представлены герои различного положения и характера.

Если говорить о «населении» произведений Достоевского, то прежде всего вспоминаются крайне бедные городские «низы», представленные семьей Мармеладова. Но Достоевский часто выводит на сцену и тех, кого можно назвать «мелкими буржуа». Кроме того, много у него мастаковичей — алчных и похотливых. В глазах людей они смотрятся блестящими господами, они относятся к низшим даже и с теплотой, но в то же самое время они вульгарны и снедаемы похотью и алчностью. Вот Епанчины из «Идиота» — они из новых богачей, зарабатывающих на своих фабриках и доходных домах, их дом можно отнести к сравнительно благополучным, но даже о них говорится, что у них нет собрания сочинений Пушкина. А сам Епанчин, хоть и боится свою жену, но глазки у него становятся масляными, когда речь заходит о молоденькой содержанке.

Достоевский не изображает «настоящих» и солидных аристократов — аристократов по происхождению, воспитанию, духу, богатству. Нет, его внимание привлекают другие люди — представители новой мелкой буржуазии, в которых ощущается отсутствие какой-то основы; они не декаденты, но следуют за своими страстишками, их бросает то вправо, то влево. И в «Зимних заметках о летних впечатлениях», написанных на основе впечатлений о посещении Европы, Достоевский все время обращается к парижским мелким буржуа — их культу денег и беспорядочным любовным отношениям.

Достоевский не презирает Юлиана Мастаковича — человека с положением, расчетливого и похотливого — как «аморального». Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, относится с иронией к «расчету» Мастаковича и посмеивается над ним — и в этом есть своя правда. Но в то же время не возникает и ощущения узколобого пуританизма, морализаторства, нравоучительности. Скорее, это занимательный рассказ о том, как важный начальник департамента сумел придумать такой план действий, который никому не приходил в голову, — придумал и преуспел в нем.

С самой своей молодости Достоевский воспринимал Петербург как одну огромную сцену, на которой играют самые разные актеры в масках. Это та атмосфера, которая присутствует в любимом Достоевским романе-фельетоне. Достоевский изображал город-лабиринт, в каждом ответвлении которого живут самые разные люди, и он избегал вставать в позу морализатора.

Когда Достоевский стал романистом, этот город придал ему сил. В «Униженных и оскорбленных», в «Преступлении и наказании» мы встречаемся с сиротами, жалкими старыми супругами, князьями с темным прошлым, с продажными женщинами, ростовщиками, бедными студентами, пьяницами, чахоточными женщинами... Все эти люди, обитающие в каждом уголке огромного города, и составляют пьесу, которую пишет Достоевский.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

🔍 смотри также:
Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 7029