Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

"Бобок" (Достоевский): анализ рассказа

  • Статья
  • Еще по теме

Пушкин, Одоевский и другие сочиняли стихи и прозу, в которых представлен кладбищенский мир мертвых. При анализе «Бобка» следует учитывать и этот «дальний» фон. Однако существуют и более близкие источники. Ученые из Института русской литературы («Пушкинский дом») в своем комментарии к этому рассказу обратили внимание на фельетон в газете «Голос» (2 августа 1870). В фельетоне писателя Л. К. Панютина, где повествование тоже ведется от первого лица, герой отправляется прогуляться на кладбище и слышит шум, который производят покойники в могилах. Отличие от рассказа Достоевского состоит в том, что герой Панютина сам вступает в разговор с одним из покойников, и они обмениваются суждениями относительно современного российского общества (см.: ПСС. Т. 21. С. 408).

Достоевский испытывал сильный интерес к «временной» смерти, летаргическому сну, посмертному миру и физиологическому телу, которое, согласно христианскому учению, должно обрести «воскресение». Возможно поэтому его интересовали и псевдонаучные теории, утверждавшие, что после смерти в покойнике еще какое-то время теплится жизнь. Дом Рогожина («Идиот») похож на темную и холодную могилу. Эта атмосфера заставляет вспомнить и о «Бобке».

В то же самое время нельзя забывать и о следующем обстоятельстве. Интерес к загробному миру не реализуется у Достоевского в форме произведений, ведущих в мир привидений и мистики. Он ведет в мир социальный. Подобный сильный и разоблачительный интерес к такому «низкому» социальному миру мы наблюдаем и в «Романе в девяти письмах», и в «Скверном анекдоте», и в «Крокодиле». Да, в «Бобке» дело происходит на кладбище, но в том-то и суть, что перед нами сборище галдящих людей, в которых нет раскаяния и слез печали, это низкие чиновники, бездельники и развратные женщины. У Достоевского часто рисуются сцены, когда объявляется «общий сбор», когда герои собираются в одном месте и начинают спорить. Например, такова сцена поминок после похорон Мармеладова («Преступление и наказание»). «Бобок» — это «общий сбор» после наступившей смерти.

Совершенно естественно, «замогильные» персонажи «Бобка» заставляют вспомнить других персонажей Достоевского. Так, главного героя Клиневича, который призывает отбросить стыд на том основании, что жизни осталось на два или три месяца, можно считать «повторным появлением» на сцене Валковского из «Униженных и оскорбленных». Валковский тоже говорит о том, что в бесстыдном обнажении перед собеседником есть своя особая радость. Представляя любвеобильную женщину, с которой он когда-то имел дело, Валковский говорит, что сам маркиз де Сад мог бы поучиться у нее. В «Бобке» эта женщина предстает в образе Авдотьи Игнатьевны.

Отбросить приличия, не оглядываться на общество, обнажиться — этот «саморазоблачительный», эксгибиционистский мотив имел для Достоевского большое значение, такое желание выражают и многие другие герои Достоевского. Фердыщенко («Идиот») в доме Настасьи Филипповны говорит гостям о чистосердечном признании каждого в самом постыдном в своей жизни. Это практически та же самая забава, которую предлагает покойникам Клиневич.

Достоевского очень интересовала «Исповедь» Руссо — поскольку он сам испытывал интерес к самообнажению. Достоевский ощущал как помеху принятый социальный порядок, когда люди находятся в оболочке правил поведения и этикета. А ему хотелось «разоблачения».

Помимо Валковского, у Клиневича есть черта, роднящая его с Маслобоевым («Униженные и оскорбленные») и Ламбертом («Подросток») — это склонность к аферам. Вспоминается и Юлиан Мастакович («Ёлка и свадьба»), который обручается с девочкой, за которой большое приданое.

Авдотья Игнатьевна с чувством презрения говорит генералу Первоедову: «Я про вас, ваше превосходительство, — не чваньтесь, пожалуйста, — одну историйку знаю, как вас из-под одной супружеской кровати поутру лакей щеткой вымел». В голове Достоевского этот эпизод связывался, возможно, с коллизией рассказа «Чужая жена и муж под кроватью».

Уважение генерала к субординации находит соответствие с той картиной мира, где для чиновника самым важным является статус и карьера («Скверный анекдот»).

Сладострастие старика Тарасевича находит соответствие с теми частыми у Достоевского героями, которые падки до маленьких девочек. От Свидригайлова («Преступление и наказание») и до Федора Карамазова в произведениях Достоевского часто появляются персонажи, охочие до малолеток, но Тарасевич напрямую говорит о своей страстишке, и потому может быть признан «полномочным представителем» этой компании.

В рассказе появляется девушка лет пятнадцати, она не произносит ни слова и лишь хихикает, привлекая к себе внимание мужчин. Она имеет соответствие в «Преступлении и наказании»: когда Свидригайлов видит сон, ему является малолетняя проститутка, которая влечет его к себе своим разнузданным смехом.

Надворный советник Лебезятников имеет ту же фамилию, что и несерьезный прогрессивный молодой человек из «Преступления и наказания». Возможно, Достоевский хотел сказать, что такие прогрессисты со временем превращаются в таких вот «лебезящих» субъектов. Как и в творчестве Бальзака, у Достоевского один и тот же персонаж может появляться в разных произведениях. Это тот прием, который называют retour de personnage. В других же отношениях (понимание людей, такт, сговорчивость) Лебезятников из «Бобка» больше походит на беззастенчивого шута Лебедева («Идиот»).

Таким образом, рассказ «Бобок» является «малым изданием» персонажей литературы Достоевского.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6098