Пьеса "Чайка": краткое содержание и анализ
«Чайка» была написана в 1896 году. Это одна из самых известных и загадочных пьес Чехова, которая вызывает неугасающий интерес до сих пор. Пьеса состоит из 4-х действий, между третьим и четвертым действиями проходит два года. Краткое содержание "Чайки" ЧеховаМолодой человек Константин Гаврилович Треплев, племянник хозяина поместья Сорина и сын актрисы Ирины Николаевны Аркадиной, питает особое чувство к девушке Нине Заречной, живущей в соседнем имении. Девушка мечтает убежать из дома и стать актрисой. Аркадина привезла с собой своего возлюбленного Бориса Тригорина, молодого, но уже известного писателя-беллетриста. Кроме них, действующими лицами являются Шамраев, управляющий у Сорина, его жена Полина Андреевна, страстно любящая на протяжении многих лет доктора Дорна. В пьесе участвуют еще дочь управляющего имением Маша, любящая Треплева, и молодой земский учитель Медведенко, любящий Машу. По мере развития действия расклад немного меняется: Заречная влюбляется в Тригорина, и, само собой, Треплев начинает ревновать. Треплев хочет быть писателем и создает пьесу, в которой главную роль предстоит сыграть Заречной, но премьера срывается из-за вспыльчивости автора. Постепенно Заречная охладевает к нему и все больше тянется к Тригорину, преклоняясь перед его славой и талантом. Треплев становится все мрачнее и мрачнее, и однажды он приходит и кладет под ноги любимой подстреленную чайку, говоря: «Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног». А потом в разговоре с Заречной Тригорин говорит про чайку, увиденную на скамье, и про саму девушку: «Сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку». Вскоре Тригорин уезжает. При этом перед отъездом умоляет Аркадину остаться из-за любви к девушке, но она «отвоевывает» его, и он едет с ней. Однако через несколько дней за ним следует Заречная, уйдя из дома. Треплев пытается застрелиться. Маша решает выйти за Медведенко и тем самым «вырвать любовь из сердца с корнем». Заречная имеет связь с Тригориным в Москве, и у них рождается ребенок, однако скоро умирает. У Маши и Медведенко тоже рождается ребенок. Треплев начинает печататься в журналах и получать гонорары. Заречная играет плохо – второсортные роли, но есть, по признанию самого Треплева, моменты талантливости. Костя, казалось, больше ее не любит. Сорин занемог и ездит в инвалидном кресле. И вот однажды, когда уже второй день бушевала непогода, все собираются вместе снова, кроме Заречной, которая, однако, в это же время находится неподалеку. Собрались все в связи с известием о плохом самочувствии Сорина. Треплев крайне раздражен и не выходит к гостям. К нему приходит Нина. Костя очень рад ей, они разговаривают. И вдруг Нина проговаривается, что все еще любит Тригорина, хотя тот ее уже давно разлюбил, после чего она убегает, обронив шарфик. А когда через некоторое время остальные сели играть в лото, послышался хлопок. Дорн вышел посмотреть, вернулся, сказав, что это у него взорвалась склянка и чтоб никто не беспокоился, а сам « (берет Тригорина за талию и отводит к рампе) так как я очень интересуюсь этим вопросом… (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…» Анализ пьесы «Чайка» Чехова«Чайка» – пародия на классическую трагедию, где обязательно есть неразделенная любовь и где герой кончает с собой в конце. Нина Заречная в начале пьесы – восторженная провинциальная девочка, мечтающая стать знаменитой актрисой, мечтающая о славе. Она также мечтает о большой любви, она не любит Костю. Аркадина, по-видимому, талантливая актриса, но у нее нет сострадания к людям. А когда-то было, но она об этом забыла. И Тригорин забыл о своей любви. «Не помню!» – вот его слова в конце пьесы. В «Чайке» конфликт между любовью и искусством. Любовь Треплева к Нине отвлекает его от творчества, мешает ему писать. Аркадина и Тригорин не способны любить, их ничто не отвлекает от искусства. Нина говорит Треплеву в конце, к чему она пришла: важно нести свой крест, терпеть и верить в лучшее. Но Костя не хочет больше терпеть, он так и не нашел себя, не верит в свое призвание и кончает с собой. В «Чайке» большое место занимают вопросы искусства. У каждого из героев свои убеждения, свои взгляды на искусство. Тригорин – известный популярный писатель. Он трудолюбив, хорошо владеет мастерством. Аркадина тоже хорошо известна. Треплев не приемлет искусство Тригорина и Аркадиной. Он убежден, что «нужны новые формы». Пьеса, которую он ставит, – это его попытка создать что-то новое в искусстве. В последнем действии Треплева уже волнуют не новые формы, а содержание. В пьесе поставлена проблема антитезы искусства и жизни. Тригорин жалуется, что литература «съедает» жизнь. Он живет, чтобы постоянно писать, брать на заметку разные сюжеты, подробности, метафоры. Чехов проводит мысль о трагическом разрыве между искусством и жизнью. Герои пьесы – эгоисты, сосредоточены на себе. Они могут хорошо относиться только к тем, кого они любят, но с теми, кого не любят, они жестоки. Страстные слова Нины о любви к Тригорину подтолкнули Костю к самоубийству. Она говорит, что пришла к смирению и тут же, словно не видя страдающего, горячо любящего ее человека, бросает безжалостные слова о любви к другому. Но и сам Костя жесток по отношению к Маше. Чайка – это символ. С одной стороны, это образ души после смерти, чайка предвещает гибель Кости. Это и символ всего чистого, свободного, это то прекрасное в человеке, в жизни, в человеческих взаимоотношениях, что люди губят своим эгоизмом. Чехов больше всего ненавидит в людях эгоизм, равнодушие, бессилие перед жизнью. Нередко пишут, что Чехов – пессимист, но это не так. Он все же верил в лучшее будущее. Верил во врачующую силу искусства. Иначе он бы не писал. Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7962
| |