Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

Анализ рассказа "Ионыч" Чехова А.П.

  • Статья
  • Еще по теме

Следует иметь в виду, что одноразовое прочтение произведения может дать лишь самое общее, поверхностное представление об авторском замысле. Серьезный анализ возможен лишь при многократном прочтении художественного текста, при непременном выявлении подтекста, учета контекста, особенностей повествования и т.д.

Недооценка сложности и новаторского характера чеховской поэтики, неумение увидеть особенности текста чеховской прозы нередко приводили к неправильному истолкованию авторского замысла. Так было и с рассказом «Ионыч», в котором причиной гибели молодого земского врача-демократа называли условия, в которые он попал: провинцию, «отсасывающую», по словам Чехова, у человека крылья.

Рассказ, состоящий из пяти маленьких главок, по сюжету вроде бы незамысловат. Старцев, врач земской больницы, находящейся от провинциального города в девяти верстах, знакомится с самой образованной и талантливой, по мнению горожан, семьей Туркиных, влюбляется в дочь Екатерину Ивановну, мечтающую стать пианисткой, делает ей предложение, но получает отказ: она стремится в консерваторию и уезжает. Вернувшись через четыре года убежденной в отсутствии у нее таланта, она старается восстановить былые отношения со Старцевым, но тот давно остыл, увлекся зарабатыванием денег и уже очень рад, что «тогда» не женился. Финал печален. «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

Однако это лишь общая схема. Обратимся к событиям, в которых участвует главный герой. Даже не очень подробный анализ событий позволяет предположить, что общение незаурядной личности с обществом завершилось деградацией личности, и в этом не столько виновато общество, сколько личность.

«Дьячковского сына» потянуло к комфорту уже при первом знакомстве с Туркиными. Влюбленность лишь сопутствовала родившейся мечте. Накопительство сделалось единственной целью жизни. Отказала Старцеву Екатерина Ивановна, да и «общество» не приняло его, впрочем, он и не стремился войти в него — он достаточно умен.

Система персонажей построена так, что Старцеву противостоит тоже незаурядная личность. Екатерина Ивановна сумела вырваться из захолустного благополучного мирка, где так удобно жили ее родители, но... ненадолго. Ей, видимо, хотелось блеска, славы, но, признав свою заурядность, она вернулась, и мир этот для нее по-прежнему чужой. Не состоялась и ее жизнь. Писатель по-своему снисходителен к ней. «Аристократка» Екатерина Ивановна, как ни странно, в нравственном отношении оказалась выше «демократа» Старцева: она вернулась в мир, которому принадлежит по рождению, в силу обстоятельств, мечтая о другой, деятельной жизни, о служении народу вместе со Старцевым, и когда это не удалось, она, опять же в силу обстоятельств, осталась в этом мире одинокой, несчастной, и не может не вызвать сочувствуя.

Судьба Старцева, сделавшего свой выбор сознательно, сочувствия не вызывает. Автор помогает понять это читателю, используя массу деталей: «...он пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками... и кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким», «Характер... стал тяжелым, раздражительным» и т.д.

Как видно, портрет подтверждает правильное читательское восприятие, которое складывается при анализе событий рассказа. То же можно заметить, сопоставив портрет Екатерины Ивановны из пятой главы и Котика из первой. Прием «двойного портретирования» - один из ведущих приемов чеховской поэтики. Тему деградации личности подчеркнет и последовательная плавная композиция рассказа.

Наконец, нельзя не обратить внимание и на специфическую чеховскую реалистическую символику. Начинается рассказ с утверждения местных жителей, что в городе С - «очень хорошо». А впечатления Старцева на кладбище, оказывается, очень точно характеризуют не только финал его устремлений, но и всю жизнь провинциальной России: «глухая тоска небытия, подавляемое отчаяние».

Даже беглый анализ текста рассказа «Ионыч» позволяет сделать некоторые выводы. Предметом изображения является жизнь провинциальной интеллигенции. Центральная проблема - проблема выбора. Не конфликт незаурядной личности с косным обществом, об этом многое сказано в русской литературе, а именно проблема выбора. Не трудно догадаться и об авторском замысле: читателю предложено самому решить проблему, вставшую перед многочисленными «дьячковскими» и даже «кухаркиными» детьми, сумевшими благодаря прогрессу в экономике конца века получить образование и в силу этого оказаться в привилегированном обществе, сделав выбор между «служением» и личным обогащением.

Свою позицию Чехов не скрывает.

Источник (в сокращении): Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1412