Почему Фродо так часто бывает в пещерах?
Спелеолог. Вот одно из тех странных слов, которые наверняка понравились бы Толкину. Кстати, оно применимо ко многим из его персонажей! Спелеолог — это тот, кто занимается спелеологией, или, выражаясь более понятным языком, исследует пещеры. В «Хоббите» Бильбо исследует множество пещер: сначала те, что населены троллями и гоблинами; затем пещеру Горлума; потом подземную тюрьму; и, наконец, пещеру, в которой живет дракон. Фродо во «Властелине Колец» — тоже спелеолог. Во время путешествия, которое должно закончиться в недрах Роковой горы, ему предстоит пройти живым и невредимым через Могильники (погребальные курганы); через подземное царство гномов и через пещеры в горах недалеко от Мордора. Чувствуете, по каким законам развивается этот мотив? Толкин строго следует правилам построения сюжета. Многие герои древнейших легенд и современных текстов вступают в единоборство с подземным миром. Древнегреческий миф повествует об Орфее, который ради спасения своей возлюбленной Евридики не побоялся встречи с Цербером — трехглавым псом, сторожившим вход в подземный мир. В гомеровской «Одиссее» отряд Одиссея, пытавшийся найти в пещере убежище, сталкивается там с циклопом — великаном-людоедом. Герой римской эпической поэмы «Энеида», решившийся проникнуть в пещеру, которая ведет в страшный подземный мир, получает предупреждение: «Вот теперь-то нужна и отвага, и твердое сердце». Поскольку существенную роль в жизни Толкина играла религия, он вводит в свою эпопею несколько строк из знаменитой библейской истории о путешествии в преисподнюю. Во «Властелине Колец» провидец Мальбет пророчествует о том спуске, который придется совершить Арагорну: Содрогается град; подступает враг К заветным гробницам. И встают мертвецы, Ибо клятвопреступникам вышел срок, Ибо их созывает гремучий рог, С вершины Эрека вновь затрубив. (Т. 3, с. 53.) В Библии после того как тело распятого Христа кладут в пещеру, а вход в нее закрывают огромным камнем, следует почти такая же история: И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Евангелие от Матфея. 27. 51 —53.) В «Беовульфе», важном источнике книги Толкина, заглавный персонаж поэмы спускается в подземный мир (по крайней мере, на дно озера), чтобы вступить в бой с чудовищем, а затем сражается с живущим в пещере драконом. Другие примеры можно взять прямо из современности. В одном из эпизодов киноэпопеи «Звездные войны» Люк Скайуокер проникает в пещеру, чтобы найти там виртуального Дарта Вейдера. Гарри Поттер спускается в Тайную комнату, находящуюся в подземелье шкоды Хогвартс, и встречается там со своим врагом, Лордом Волан-де-Мортом. Ученый Джозеф Кэмпбелл, изучавший параллели между легендами всего мира, утверждает, что путешествие под землю является традиционным подвигом героя. По его утверждению, вступление в пещеру символизирует смелость, позволяющую герою заглянуть в темные закоулки собственного разума и души. Темнота скрывает неведомое не только то, что прячется во мраке пещеры, но и то, что таится в самом герое. Иногда опасности оказываются страшнейшими кошмарами героя, обретшими плоть и кровь. А подчас эти опасности столь ужасны, что их и представить себе нельзя. Арагорна, которого мало что может испугать, мучат воспоминания о его первом спуске в Морию. Когда Барлог увлекает Гэндальфа в бездну, тот обнаруживает, что «так глубоко не забирался ни один гном; каменные корневища источены безымянными тварями, неведомыми самому Саурону...». Во всех этих случаях и в легендах, и во « Властелине Колец», по мнению Кэмпбелла, целью является установление истины: герои, проникая в подземный мир, не просто вступают в битву с монстрами. Гораздо важнее для них оказывается сражение с собственными сомнениями и страхами. Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1226
| |