Какие кольца повлияли на создание эпопеи Толкина?
Попытайтесь представить «Властелина Колец» без... Кольца Всевластья. Не правда ли, это невозможно? Однако именно так начиналась эта эпопея. Едва «Хоббит» вышел из печати, как издатель и читатели Толкина стали требовать новую подобную историю. Но у Толкина были иные намерения. Он хотел, чтобы следующая книга стала собранием легенд о создании Средиземья, которые он писал в предшествующие десятилетия. Эта книга будет о настоящем Средиземье, объяснял Толкин: не только о драконах и сокровищах, но и о могущественных силах и великих идеях. Издателя это не заинтересовало. Такие легенды описывали бы устройство мира, в котором жил Бильбо, но в них не было бы увлекательности захватывающего приключения. Толкин был разочарован, но он понимал, что издатель прав. Тогда он начал сочинять другую историю в том же духе, что и «Хоббит». По замыслу писателя, Бильбо Торбинс, растратив все богатство, приобретенное во время первого путешествия, отправлялся на охоту за новыми сокровищами. Но чем больше Толкин старался угодить своим читателям, тем меньше эта история нравилась ему самому. Писателю было просто неинтересно практически повторять ту же самую историю. Да и приобретение богатства было не такой уж достойной целью для его героя. И не для того Толкин создавал свой вымышленный мир - целый мир! - чтобы говорить с читателем о деньгах. И он никак не мог отрешиться от тех серьезных идей, которые несли в себе созданные им легенды. Однако он не представлял, каким образом новая история может разрастись до такой степени, чтобы вобрать их в себя. Он хотел, чтобы эта история поднялась на какой-то новый уровень и даже... стала менее безоблачной. Он хотел, чтобы она поведала о борьбе со страшным злом. А еще он понимал, что издателям и читателям необходимо, чтобы новая история была каким-то образом связана со старой. И неожиданно у него возникла блестящая идея. В «Хоббите» Бильбо в пещере Горлума находит кольцо. И хотя это кольцо может сделать невидимым того, кто его наденет, в данной книге оно не играло особой роли. Кольцо в «Хоббите» писалось еще с маленькой буквы, поскольку никто не подозревает о его важности до тех пор, пока Гэндальф не определит в нем Кольца Всевластья. Конечно, и сам Толкин не знал об этом до тех пор, пока не определил сюжет «Властелина Колец». Толкина это не смущало. Он знал, что волшебные кольца в легендах зачастую приобретают большое значение, а нередко еще и обладают огромной властью. Такие кольца присутствуют в легендах всего мира. Кольцо Горлума в «Хоббите» происходит из скандинавской легенды о гноме по имени Андвари, у которого отняли волшебное кольцо. Он проклял всякого, кто попытается завладеть им. Последствия этого проклятия были ужасными. Так, может быть, на кольце Бильбо тоже лежит проклятие? Толкин сделал заметку на память: «Сделать сюжетом возвращение кольца». В этот миг все повествование обрело новое направление: вместо того чтобы искать новое сокровище, Бильбо должен был избавиться от некогда приобретенного им старого. И какое-то пустяшное «волшебное кольцо» из «Хоббита» стало теперь страшным «Кольцом Всевластья». С этого момента многое из того, что Толкин уже придумал, пришлось как раз к месту. Писатель начал раздумывать о кольце как о персонаже. Какой силой оно обладает? Как кольцо обрело свою мощь? Он пришел к интересному заключению: оно может дать великую власть, но дорогой ценой. Даже простое обладание им опасно. Для себя он записал: «...Рано или поздно грянет расплата. Придется утратить либо его — либо себя». Теперь зло было не во внешних обстоятельствах, а в самом кольце. Толкин знал, что это тоже согласовалось с легендами. Многие из описанных в литературе колец могли порабощать волю и отнимать душу. Согласно древнееврейским преданиям, Архангел Михаил дал царю Соломону волшебное кольцо, обладавшее властью над злыми духами. Соломон повелел духам построить громадны й храм, а затем низринул их в Красное море. Легенды, подобные этой, подсказали Толкину, как объяснить, что кольцо было столь пагубным: зло перешло к нему от великого врага. Это озарение прояснило финальную часть сюжета: поскольку в кольце заключена какая-то часть вражьей силы, врага можно победить, если уничтожить кольцо. Некоторые читатели отмечают сходство «Властелина Колец» с оперой «Кольцо Нибелунга». Это происходит потому, что автор оперы, немецкий композитор Рихард Вагнер, использовал множество тех легенд, к которым позднее обращался и Толкин, например историю Андвари. Толкин не копировал Вагнера. Они использовали одни и те же легенды совершенно по-разному. Властелин КольцаНо кто же этот безымянный враг? Толкин не слишком долго раздумывал над этим. Ответ на этот вопрос нашелся в той части «Хоббита», которую писатель прежде пытался положить в основу новой книги, — это был персонаж, победа над которым, по словам Гэндальфа, «не под силу всем гномам вместе взятым» («Хоббит»). Хотя Толкин лишь вскользь упоминал его в «Хоббите», это сочетание таинственности и силы заинтересовало читателей. Они хотели бы узнать о нем побольше. Сами того не ведая, они указали Толкину верное направление. В «Хоббите» этот персонаж звался Некромантом. Толкин заимствовал это имя из скандинавской мифологии. Этим прозвищем, означавшим «чародей» или «волшебник», часто называли самого могущественного из скандинавских богов — Одина. (Оно связано с умением чародея говорить с мертвыми, чтобы получить знание. «Некрос» по-древнегречески значит «мертвый».) Один получил это прозвище, поскольку, подобно персонажу «Хоббита», часто любил скрывать, кто он такой. Он не желал, чтобы люди догадывались о его божественной природе. И тогда его огромное могущество казалось всего лишь чарами волшебника. Один — сложная фигура. Он одновременно и хороший, и дурной. Поскольку он мог быть добрым, некоторые читатели видят отражение его личности в Гэндальфе. В какой-то степени они правы. Но в характере Одина есть и более темная сторона. Он способен как даровать, так и отнять. Он не остановится перед убийством, если того требуют его планы. Он обрекает на смерть своих любимых героев. Он не подчиняется ничьим законам, кроме собственных. Никто не может полностью ему доверять. Некромант из «Хоббита» вобрал в себя эти темные качества Одина. Как только это произошло, выявились параллели между ролью Одина в легенде и новой ролью Некроманта во «Властелине Колец». Прежде всего, Один играет некоторую роль в легенде о гноме Андвари. Он один из тех, кто устраивает похищение кольца у гнома. Кроме того, у Одина было собственное кольцо, наделенное волшебной силой, - одно из самых могущественных колец во всей мифологии. Кольцо это называлось Драупнир («капающий»). Каждые девять дней оно порождало восемь новых золотых колец, принося Одину неограниченное богатство и власть. С помощью порожденных Драупниром колец Один склонял к покорности земных владык, и Саурон станет подобным же образом использовать Кольца Власти, искушая вождей эльфов, гномов и людей. Наконец Толкин нашел способ объединить серьезное содержание с новым приключением, сохранив при этом связь с «Хоббитом». Взяв за образец легенду, он получил и Властелина, и Кольцо. История начала стремительно развиваться. Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1597
| |