Меню сайта
Главная » Статьи » Зарубежная литература » Бальзак

В категории материалов: 12
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Оноре де Бальзак (1799—1850) родился в семье чиновника, выходца из крестьян Бернара Франсуа Бальса, который позднее стал помощником мэра г. Тура. С раннего детства он воспитывался вне семьи — сначала в пансионе в г. Туре, затем в Вандомском коллеже монахов, но по состоянию здоровья был вынужден прекратить обучение. Свое образование писатель продолжил в Париже в Школе прав и прошел практику в конторах адвоката и нотариуса, посещая лекции по литературе в Сорбонне.


«Весь мир — театр, и люди в нём актёры» — эта шекспировская формула представляется мне универсальной. Отнюдь не случайно обширную серию своих блистательных романов из жизни французского общества Оноре де Бальзак обозначил красноречивым названием — «Человеческая комедия». Образы, выведенные писателем в этих произведениях, несут на себе печать авторского таланта. Вместе с тем они традиционны для мировой литературы в целом. Так, главный герой романа «Отец Горио» напоминает шекспировского короля Лира.


«Человеческая комедия» — прозаический цикл О. де Бальзака. Состоит из 91 произведения разных жанров (романы, повести, рассуждения-трактаты, притчи).


Над романом "Утраченные иллюзии'' Бальзак работал очень долго, с 1837 по 1843 г. Это одно из самых широких его эпических полотен о современном обществе. Хотя внешне в центре сюжета стоит как будто бы ограниченная и вполне определенная общественная сфера - мир литераторов и журналистов, роман вобрал в себя все предшествующие наблюдения Бальзака над законами буржуазного общества; в полифонии произведения звучат многие темы, затрагивавшиеся Бальзаком и ранее.


Свой роман "Отец Горио" Бальзак посвятил "великому и знаменитому Сент-Илеру в знак восхищения его работами, его гением". Жофруа де Сент-Илер - действительно знаменитый современник Бальзака, профессор зоологии, сформулировавший закон единства всего органического мира. 


Роман "Евгения Гранде" появился в 1833 г., и не случайно именно после этого романа (и романа "Отец Горио", 1834 г.) Бальзак впервые заговорил о замысле "Человеческой комедии" - он как бы созрел для этого замысла, был теперь готов к созданию реалистической эпопеи из жизни современного общества.


В 1832 г. Бальзак пишет небольшую повесть "Неведомый шедевр", которую впоследствии, при оформлении замысла "Человеческой комедии", объединит с "Шагреневой кожей" в одном цикле "Философские этюды". Я хочу обратить ваше внимание на эту повесть, потому что в ней Бальзак высказывает весьма любопытные суждения о принципах искусства вообще и изобразительного искусства в частности. Спор в этой повести ведется вокруг проблемы отражения действительности в искусстве.


Тема всепоглощающей страсти, владеющей человеком, - тема, конечно, прямо унаследованная от романтиков - с самого начала волновала Бальзака - уже как проблема чисто психологическая, вне социального плана. Свидетельством того, сколь важной была эта тема для Бальзака, является его крупное произведение, опубликованное в 1831 г., - роман "Шагреневая кожа".


В 30-е годы Бальзак целиком обращается к описанию нравов и быта современного буржуазного общества. У истоков “Человеческой комедии" стоит небольшая повесть "Гобсек", появившаяся в 1830 г. Хотя внешне это как будто новелла целиком портретного плана, своего рода психологический этюд, она тем не менее заключает в себе все узловые моменты бальзаковского мировоззрения.


Политические взгляды Бальзака существенно менялись в течение его жизни. В юности, в 20-х годах, он был республиканцем - причем республиканцем довольно абстрактным, не связывающим с идеей республики никаких конкретных государственно-политических представлений, просто вольнодумцем, сторонником абстрактной идеи равенства и свободы. В зрелые годы он стал легитимистом - сторонником конституционной монархии.


1-10 11-12