Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Бальзак

"Отец Горио": анализ романа и главных героев

  • Статья
  • Еще по теме

Свой роман "Отец Горио" Бальзак посвятил "великому и знаменитому Сент-Илеру в знак восхищения его работами, его гением". Жофруа де Сент-Илер - действительно знаменитый современник Бальзака, профессор зоологии, сформулировавший закон единства всего органического мира. Основная идея Сент-Илера заключается в том, что даже в самых высокоорганизованных особях органического мира можно обнаружить элементы, присущие самым низкоорганизованным особям, что между первыми и вторыми существует огромное количество переходных состояний и стадий. Сент-Илер рассматривал все многообразие органического мира как некое единство, основанное на постепенном развитии от низшего к высшему. Сент-Илер, таким образом, предвосхитил на два десятка лет теорию Дарвина.

Эта идея единства в многообразии покорила и увлекла Бальзака, и он задался целью показать в своей "Человеческой комедии" аналогичное единство в многообразии человеческого общества. Вот роман "Отец Горио". Казалось бы, ничего не может быть общего между жалким обитателем пансиона г-жи Воке стариком Горио и законодательницей парижских зал Дельфиной де Нусинген? Но она - его родная дочь, сумевшая пробиться из низов в верхи общества, потому что она хорошо усвоила его негласные законы. Может ли быть что-нибудь общее между каторжником Вотреном и блистательной светской львицей виконтессой де Боссам? Может, отвечает Бальзак, ибо они, находясь на разных ступенях социальной лестницы, демонстрируют одну и ту же общественную мораль, основой которой является эгоизм и материальный интерес. И так вот повсюду Бальзак ищет этот всеобщий закон, конечную формулу, которая объединяет весь кажущийся хаос современного мира в единый процесс. Отсюда и его упорное стремление объединить все свои отдельные произведения в одно целое. Отсюда и постоянное возвращение в новых произведениях одних и тех же героев - только в разных обличиях, на разных этапах их жизни.

В произведении "Отец Горио" Бальзак приводит нас в Париж, в самый центр французского буржуазного социума. Подлинный герой - Растиньяк - это и есть тот тип человека, который больше всего интересует Бальзака, представляется ему более многозначительным и проблематичным, более показательным для своего времени, чем Горио. Здесь впервые на широком полотне Бальзаком показана история обманчивого счастья, купленного ценой морального падения, - потом она постоянно будет варьироваться в творчестве писателя.

Растиньяк приезжает в Париж изучать право, живет в меблированных комнатах, но вхож в салон виконтессы де Босеан. Фигура Растиньяка связывает два мира, но и отец Горио тоже выступает как связующее звено. История отца Горио дает Растиньяку как бы наглядную модель того, какие законы движут обществом, в которое он так рвется.

Дочери - графиня де Ресто и баронесса Нусинген - время от времени рыдают в каморке Горио, выпрашивая у него деньги, а потом тратят эти деньги на любовников, на экипажи, на увеселения. Отец Горио поднимается все выше. Дочери, соответственно, платят неблагодарностью.

И вот Растиньяк. У него есть благородные порывы; у него сохранились чувство гуманности и доброта; но он с самого начала понимает, что главное - деньги и возможность пробиться в высшее общество. И при этом его честолюбие простирается дальше богатства, блеска и успеха: в отличие от Жюльена его честолюбие сугубо эгоистично. У него находятся заботливые учителя (тоже одна из повторяющихся тем!) - виконтесса де Босеан поучает его. Ей вторит искуситель Вотрен, цинично наблюдая падение Растиньяка, как бы желая помочь ему продержаться.

Вспомним, как Гобсек у Бальзака уже заявлял: "У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам. Нет на земле ничего прочного, есть только условность". А теперь Вотрен развивает эту мысль, и это в общем та же логика, что и у необразованного деревенского Гранде, и блестящей дамы виконтессы де Босеан! Разница только в мере интеллектуальности каждого - Гранде следует этой логике инстинктивно, виконтесса выводит ее из личного любовного разочарования. Вотрен уже формулирует ее с цинической откровенностью человека, все равно стоящего вне общества. Круговая порука!

И Растиньяк концу романа уже готов подчиниться этому закону. Ведь и он сам до того поступил, как дочери Горио - он забирает последние деньги у матери, а потом забывает о ней, гонясь за успехом в высшем свете. И вот последняя сцена - последняя юношеская слеза на могиле Горио и затем вызов обществу: "Кто победит - я или ты?" - и отправился обедать к Дельфине...

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Понравился материал?
22
Рассказать друзьям:
Просмотров: 23899