Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Толкин Д.

Могло ли в Средиземье быть больше волшебства?

  • Статья
  • Еще по теме

Многие люди с излишним рвением стремятся найти нечто общее у таких писателей, как Дж. Р. Р. Толкин и Дж. К. Ролинг, на том лишь основании, что оба они создали вымышленные миры, населенные волшебниками. Однако в их произведениях не так уж и много общего. Гарри Поттер живет в мире, полном волшебства: заклинания, волшебные палочки, магические зелья, летающие метлы. В мире Толкина волшебники (и прочие персонажи) Средиземья творят не так уж много чудес. По сути, Толкин отрицает, что волшебство настолько уж важно в его мире. Он подчеркивает это, говоря, что использует слово «волшебник» для обозначения существа, «разительно отличающегося от чародея или колдуна» (Письма, 159).

И тем не менее примеры волшебства обнаруживаются и в его книгах. Скажем, такие:

• существо, надевшее Кольцо, становится невидимым;

• Арагорн знает, как использовать лекарственное растение целема (в народе эту траву называют княженицей);

• волшебный палантир позволяет видеть сквозь время и пространство.

Способность Кольца превращать своего хозяина в невидимку связана с волшебной сказкой, которую Толкин так любил в детстве. Герой этой истории Сигурд носил волшебный золотой шлем, сделавший его невидимым, когда он добывал кольцо, несущее на себе проклятия гнома, так похожего на Горлума.

Некоторые из этих примеров оказываются ключевыми для развития сюжета. Как же Толкин объясняет их?

При всем уважении к Толкину следует признать, что он не дает на подобные вопросы достаточно ясных ответов. В письме, написанном после публикации «Властелина Колец», Толкин выражает беспокойство по поводу того, что в своей книге он «крайне несистематичен» в вопросе применения магических действий и вообще в определении самого понятия волшебства. По словам писателя, этот вопрос «с[лишком] сложен» (Письма, 199).

Существенным аспектом проблемы оказывается то обстоятельство, что «Властелин Колец» написан с точки зрения хоббитов. Как сам Толкин творит в «Прологе», «хоббиты ни о каком волшебстве и понятия не имели» (т. 1, с. 8). Не так-то много им известно об эльфах и о людях. И то, что хоббиты принимают за волшебство — например, способность Арагорна исцелять раны, — может быть скорее недоступным хоббитам знанием, чем чародейством. Даже Галадриэль не может понять, почему хоббиты считают эльфов волшебниками, - она говорит об этом Сэму, предлагая заглянуть в свое зеркало.

Конечно, некоторые персонажи, вроде Гэндальфа и Сарумана, способны прибегать к колдовским заклинаниям, но дело в том, что Илуватар — Бог толкиновского мира — создал их наделенными сверхъестественными возможностями.

Подобные доводы не объясняют всех проявлений волшебства, ведь Толкин создавал философию Средиземья довольно долго и не подчиняясь строгому плану. Не следует ожидать от ее системы законченности и совершенства. Однако мы можем в самых общих чертах предположить, что Толкин хотел ограничить сферу волшебства в Средиземье. Он не хотел, чтобы его герои воздвигали башни по мановению волшебной палочки или взлетали на Роковую гору с помощью «летучего пороха». Он хотел, чтобы жизнь в Средиземье была трудной. Он хотел, чтобы миссия Братства, призванного уничтожить Кольцо Всевластья, была нелегкой и опасной. Именно это наполняет ее смыслом.

Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1106