Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Толкин Д.

Что в Сауроне самое страшное?

  • Статья
  • Еще по теме

При виде того, как Саурон обращается со Средиземьем, можно подумать, что ему просто нравится мучить людей и разрушать то, что создал Илуватар — бог Средиземья. Но, по мнению Толкина, это не самые ужасные его прегрешения. Они всего лишь свидетельствуют о наличии еще более страшной вины.

Самый страшный смертный грех

Саурон считает себя неким особым созданием, поскольку обладает большими талантами, чем другие духи, сотворенные Илуватаром. В то время как большинство из них наделены лишь одним или двумя качествами Илуватара, Саурон обладает малой толикой каждого из божественных качеств. Он гордится таким положением - и в этом состоит его ошибка. Кажется, он забыл, что все эти таланты — дар Илуватара и что в каждом из них Бог все равно превосходит его. В своей гордыне он заходит слишком далеко. Он пытается играть роль Бога.

Толкин утверждает, что наиболее важной во «Властелине Колец» является идея «о Боге, о том, что Он единственный имеет право на божественные почести» (Письма, 243). Толкин говорит, что Бог достоин таких почестей потому, что лишь Он может творить. Саурон хочет разделить с Ним эти почести.

Поэтому злодейства Саурона состоят не только в разрушении. В значительной степени он сеет зло, потому что пытается творить. Ведь Саурон не довольствуется разрушением: он хочет создать свой мир, править им и почитаться как его творец.

«Погибели предшествует гордость

И падению - надменность»

Часто высказывается мнение, что Саурон напоминает библейского Сатану. (Вкратце его история такова: Сатана — падший ангел. Он посмел воспротивиться Богу и обманом склонил Адама и Еву к тому, чтобы выйти из Божьей воли. В результате они были изгнаны из рая.) Адам и Ева были изгнаны из рая после того, как они не устояли перед искушением Сатаны и восстали против Бога, - точно также нуменорцы лишаются своего райского острова, поддавшись обману Саурона. Критик Рэндл Хелмс утверждает, что истории Саурона и Сатаны совпадают «в мельчайших подробностях». За несколько тысяч лет до начала действия «Властелина Колец» Саурон обманом побуждает некоторых из людей восстать на ангельских духов. В результате прекрасный остров, где жили люди, погибает. Те немногие, кому удается спастись, прибывают в Средиземье — подобно Адаму и Еве, изгнанным из рая.

Сравнение действительно убедительное. И однако даже когда Толкин размышлял о самых ужасных деяниях Саурона, он находил возможность преодолеть отвращение к нему. Писатель сочувствовал Саурону, подобно тому как он сочувствовал Горлуму. В мире Толкина даже тягчайшие преступления могут получить прощение. Например, один из Валаров, который первым создал гномов, также пытался стать Творцом, но, поскольку он раскаялся в своем деянии, Илуватар в награду позволил ему дать жизнь гномам.

Толкин никогда не забывал урока, извлеченного из размышлений о Сатане: Сатана не всегда был дурным, а кроме того, он не был абсолютно дурным. Подобным же образом и Саурон не мог быть совершенно дурным. Толкину важно, чтобы эти идеи прозвучали во «Властелине Колец», он утверждает, что ничто не является дурным с самого начала. Полуэльф Элронд говорит членам Братства: «Саурон Черный не родился злодеем» (т. 1. с. 355).

Источник: Колберт Д. Волшебные миры "Властелина Колец". - М.: РОСМЭН, 2003

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1525