Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 92
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 9 10 »

В начале и середине XVIII в., когда шел процесс формирования русского литературного языка и оригинальных произведений было мало, переводческая деятельность имела очень большое значение и носила творческий характер. Тредиаковский справедливо писал о том, что нередко "переводчик от творца только что именем разнится".


Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Начальное образование он получил в местной школе, организованной католическими миссионерами. Испытывая непреодолимое влечение к знаниям, будущий писатель в 1723 г. самовольно отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию.


В творческом наследии А. Кантемира наибольшее значение имеют его сатиры. В.Г. Белинский в своей статье о творчестве А. Кантемира обратил внимание на то, что светская русская литература не случайно начиналась не с оды, "плода весеннего", но с сатиры — "плода осеннего". Само содержание общественной жизни России после смерти Петра I (1725), непримиримая борьба сторонников и противников петровских преобразований требовали от передовых писателей активного противодействия придворным консерваторам и реакционерам. Пафос борьбы за просвещение и духовную свободу определил характер творчества молодого писателя.


Одним из наиболее заметных жанров в петровскую эпоху была панегирическая поэзия, которую представляли в своем творчестве Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Дмитрий Ростовский известен как автор "Канта на победу светлейшего императора", посвященного взятию Нарвы в 1703 г. Феофан Прокопович прославляет победы Петра в стихотворении "Епиникион" (победная песнь), описывающем Полтавский бой.


Беллетристика петровской эпохи основывалась в своей тематике, сюжетах и стиле повествования на русской повести XVII в. с привлечением элементов психологического и авантюрного романа западного образца. Русская повесть первой трети XVIII в., оставаясь по форме традиционным жанром древнерусской литературы, несла в себе принципиально новые особенности и черты, отражающие действительность переломной эпохи.


Феофан Прокопович (1681 - 1736) был ближайшим помощником Петра I, верным идеологом петровских преобразований, крупным государственным, религиозным и литературным деятелем первой трети XVIII в. Будучи выходцем из незнатной купеческой семьи, Прокопович получил образование сначала в Киеве, в Киево-Могилянской академии, а затем в Риме, в иезуитском колледже.


Повесть «Бедная Лиза» Карамзина ознаменовала собой новый этап в русской словесности. В знаменитом произведении Карамзина, посвященном не внешним событиям, а «чувствительной душе», — новое художественное видение, в котором мерой всех вещей становится человек. Ценность героя определяется не сословной принадлежностью, не чиновным величием, а исключительно душевными достоинствами.


«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева принято относить (как и творчество Карамзина) к такому направлению в искусстве, как сентиментализм. Творческий метод сентименталистов основан на чувствительности. Сердечная простота, отзывчивость, сострадательность, умение бескорыстно любить — вот главные черты чувствительного героя.


Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) родился в Москве в 1745 году в богатой дворянской семье. Род Фонвизиных восходит к германскому рыцарю-меченосцу Петру Фон-Визину, которого вместе с его сыном Денисом (вот откуда имя писателя) взяли в плен во время царствования Ивана Грозного.


Когда вспоминают Ломоносова (1711-1765), то говорят прежде всего о его заслугах в области науки, видят в нем поэта, реформатора. Ломоносов явил личность, так сказать, новой формации, главное достоинство которой состоит во внутренней потребности осуществлять каждодневные свои деяния с пользой для Отечества. И наука, и поэзия, и общественная жизнь — все это мыслится ученым как трудничество на пользу, на благо Родине.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 81-90 91-92