Сатиры Кантемира: анализ произведений
В творческом наследии А. Кантемира наибольшее значение имеют его сатиры. В.Г. Белинский в своей статье о творчестве А. Кантемира обратил внимание на то, что светская русская литература не случайно начиналась не с оды, "плода весеннего", но с сатиры — "плода осеннего". Само содержание общественной жизни России после смерти Петра I (1725), непримиримая борьба сторонников и противников петровских преобразований требовали от передовых писателей активного противодействия придворным консерваторам и реакционерам. Пафос борьбы за просвещение и духовную свободу определил характер творчества молодого писателя. Кантемир написал всего 9 сатир, наиболее яркими и значительными из которых являются сатиры I ("На хулящих учение"), II ("На зависть и гордость дворян злонравных") и VII ("О воспитании"). Анализ сатиры "На хулящих учение"В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику. Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были "тихи и покорны", свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание. Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая "всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину". Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви. Судя по высказыванию Критона, Расколы и ереси науки суть дети, Больше врет, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает... Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как "лепить горох в стену". Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело "подлых", т.е. людей низкого происхождения. "Благородному" человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств: Довод, порядок в словах — подлых то есть дело, Знатным полно подтверждать иль отрицать смело. Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни. Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради "мертвых друзей" (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция. Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда. Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос: Медор тужит, что чересчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть золотые кудри... Кроме этих типов "хулителей науки", Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря. Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков. Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих "явлений народу", что должно вызывать страх и восхищение: Епископом хочешь быть — уберися в рясу, Сверх той тело с гордостью риза полосата Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата, Клобуком покрой главу, брюхо — бородою... С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России: Наука ободрана, в лоскутах обшита, Изо всех домов с ругательством сбита; Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы... Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому - непобедимым, бесстрашным: Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится, Кто в тихом своем углу молчалив таится... Анализ сатиры "На зависть и гордость дворян злонравных"Во второй сатире — "Филарет и Евгений" ("На зависть и гордость дворян злонравных") Кантемир выясняет проблему истинного благородства, истоки которого он видит в гражданских достоинствах дворянина, его способности и готовности служить Отечеству. Защищая петровскую Табель о рангах, позволявшую незнатным людям занимать высокие должности в государстве, Кантемир утверждает внесословную ценность человека. "Адам дворян не родил", — пишет Кантемир и добавляет, что потомками его были простые землепашцы: От них мы сплошь пошли, один поранее Оставя дудку, соху, другой попозднее. Сатира написана в форме диалога между дворянами Евгением и Филаретом. Евгений не может примириться с тем, что с ним не считаются, обходят чинами и милостями, хотя он имеет много знатных предков. Филарет говорит своему приятелю о том, что достойным и благородным делают человека заслуги и добродетели, а не знатное происхождение. Высмеивая лень, мотовство и безделье молодых щеголей-дворян, Кантемир рисует яркие, выразительные картины их жизни и поведения. Анализ сатиры "О воспитании"В сатире "О воспитании" Кантемир утверждает, что поведение человека в обществе зависит не от врожденных свойств, но от воспитания, которое, по мнению писателя, нужно начинать с младенческих лет. Задачи воспитания сатирик видит в том, Чтобы сердце, страсти изгнав, младенчее зрело В добрых нравах утвердить, чтоб через то полезен Сын твой был отечеству, меж людьми любезен И всегда желателен, — к тому все науки Концу и искусства все должны подать руки. Особое место в сатире занимает тема Петра I. Кантемир считает Петра выдающимся педагогом и реформатором, вся деятельность которого была примером для русского народа. Петр, по словам Кантемира, "... сам странствовал, чтоб подать собою Пример в чужих брать краях то, что под Москвою сыскать нельзя..." Художественное своеобразие сатир КантемираВ своем творчестве Кантемир следовал принципам эстетики французского классицизма. Основу философских представлений сатирика составляла философия рационализма (Декарт), признающая высшим критерием поведения человека разум. По стилю и композиционному строению сатиры Кантемира также соответствуют правилам классицизма. Они начинаются вступлением в форме обращения к конкретному или абстрактному адресату. Благодаря этому, сатиры Кантемира, даже те, которые написаны не в форме диалога, носят характер разговора, беседы. После вступления следует само повествование, в котором сатирик разоблачает и высмеивает носителей различных пороков. Причем объекты сатирического осмеяния не связаны между собой сюжетной линией, а даны в виде портретной галереи. Заключительная часть сатиры имеет форму морального рассуждения, в котором излагаются положительные идеалы самого автора. В соответствии с таким построением все сатиры Кантемира имеют двойные заглавия: первое называет адресат ("К уму своему", "К солнцу", "К музе своей" и т.д.), а второе определяет тему ("На хулящих учение", "О воспитании", "О опасности сатирических сочинений" и т.д.). Следуя советам теоретика классицизма Буало, Кантемир наделяет большинство своих героев греко-латинскими именами: Критон, Силван, Медор, Филарет и т.д. Однако живые, остроумные и язвительные портретные характеристики делали героев сатир Кантемира легко узнаваемыми читателями России того времени. Эту черту сатир Кантемира подметил Белинский, по словам которого, "несмотря на подражание латинским сатирикам и Буало, он умел остаться оригинальным, потому что был верен натуре и писал с нее". Сатиры Кантемира написаны доходчивым для читателя середины XVIII в. языком. Отчасти это объясняется обширным использованием пословиц и поговорок, живой разговорной речи ("исправит горбатого могила", "двух денег не стоит", "лепя горох в стену", "пялит глаза", "скалит зубы", "не прибьешь их палкой к соленому мясу" и т.д.). При этом, однако, Кантемир сознательно усложнял синтаксические конструкции своих стихов, часто использовал инверсию. Сатиры Кантемира написаны архаичным уже для того времени тринадцатисложным силлабическим стихом. Правда, поэт ввел дополнительные ударения на 5-м и 7-м слогах, что придает стихам сатир некоторую ритмическую упорядоченность и музыкальность. Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 22742
| |