Поэзия петровского времени: общая характеристика
Одним из наиболее заметных жанров в петровскую эпоху была панегирическая поэзия, которую представляли в своем творчестве Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др. Дмитрий Ростовский известен как автор "Канта на победу светлейшего императора", посвященного взятию Нарвы в 1703 г. Феофан Прокопович прославляет победы Петра в стихотворении "Епиникион" (победная песнь), описывающем Полтавский бой. Петровская эпоха нашла яркое и разнообразное художественное воплощение в устном народном творчестве. Отношение народа к петровским преобразованиям, затронувшим вековые устои национального быта, не было однозначным. Тем более, что успех петровских реформ был оплачен, прежде всего, огромными лишениями и тяготами простого русского трудового человека — крестьянина. Недовольство народа выражалось в слухах и легендах о Петре I как об антихристе и "подменном" царе. В то же время сочиняются произведения, в которых усилия Петра по укреплению национального могущества России получают должную оценку и народное одобрение. Много исторических песен посвящается крупным событиям петровского правления на Руси: походам под Азов, Северной войне, Полтавской битве. Смерть Петра I отражена в многочисленных "плачах войска". Современники забывали лишения и тяготы, связанные с суровой требовательностью Петра I, и в памяти оставались события, которые обнаруживали силу и мощь русской армии, ее организованность и дисциплину. Это справедливо ставилось в заслугу великому реформатору. В одном из "плачей" безымянный автор призывает Петра I "проснуться" и "посмотреть": Подними ты свою головушку, Посмотри на свою силушку: Твоя силушка во строю стоит, Во строю стоит — не шелохнется, По-военному она обучается, На войну она отлучается. Народная лирика отражает те явственные изменения, которые произошли в быту русского человека, в его духовном и душевном самочувствии, в мире переживаний и чувств. Наряду с традиционным для фольклора "добрым молодцем" в народных песнях появляется образ "кавалера" петровского времени, в поведении которого подчеркивается не удаль и бесстрашие, но "политес" — галантность, обходительность, манеры: У ворот стоит один кавалер и господин, Не просто чином солдат, можно писарем назвать, Он чист, душа, речист, говорить, сердце, горазд. По немецкому убран, по французски шит кафтан, Черну шляпу приподнял и учтиво поздравлял... Однако наиболее ярко и выразительно изменения в общественной жизни страны отразились в любовной лирике петровского времени. В лирике этого периода прослеживаются два течения. Одно ориентировано на народное творчество, его темы, образы и художественные средства выразительности. Другое направлено на образцы западноевропейской лирики, использует их богатые традиции и художественный опыт. Примером стихотворства, основанного на фольклорных принципах поэтического мышления, может служить лирика Петра Квашина: Много-то, много-то видено, Такова же друга не наживало... Нрава был послушного, Слова был утешного, Очами был, как ясный сокол. Лицом он был, как белый снег, Черны кудри шапкою... Отчетливо обозначившаяся "светскость" имущих слоев русского городского населения, разрушение "теремного" образа жизни, характерного для русской женщины допетровского времени, — всё это привело к более свободному проявлению чувств, естественных взаимных влечений людей друг к другу, влечений, облагороженных и эстетизированных "политесом" европейского образца. Состояние любящих — нетерпеливое ожидание и радость встреч, горечь разлуки, муки ревности, радость и печаль, восторг и душевные томления — отражались в любовной лирике. В это время складывается особая, "сладостная" фразеология любовных стихов: "мое сердце ранено", "ласточка дорогая", "изо всего света любимейшая", "мое сердце — мое горе", "сердце тоскливое, обиженное злым Купидоном" и т.д. Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2653
| |