Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Стендаль

Роман "Красное и черное": жанр произведения, повествователь и герой

  • Статья
  • Еще по теме

Перед нами психологический роман. Писатель создает героев со сложными, порой непредсказуемыми душевными движениями, которые связаны между собой незримыми нитями. Они способны обманываться друг в друге (как обманулся поначалу Жюльен в аббате Пираре), но их отношения — это психологическая борьба, взаимное притяжение и отталкивание, попытки предугадать развитие событий, внутренние боренья с самим собой и многое другое. Удивительное мастерство Стендаля проявилось в том, как пластично отразил он особенности этой душевной борьбы.

Позже М. Горький скажет о Стендале: «Он возвёл весьма обыденное уголовное преступление на степень историко-философского обобщения».

Эпиграф к первой части романа гласит: «Правда, горькая правда». Что же было правдой для Стендаля? Внешнее правдоподобие имело для него значение, но он не преувеличивал его. «Описывая мужчину, женщину, местность, думайте при этом о реальных людях, реальных вещах», — советовал он в 1834 году начинающей писательнице г-же Готье.

Известно, что Стендаль не любил описывать обстановку, костюмы. Важнее было уловить дух времени, идеи, которые витают в воздухе и овладевают людьми. При создании своего романа он опирался на своё знание действительности, фактов. 

Критики заметили, что роман Стендаля стал решительным разрывом с романтической традицией. Появился герой, который не только противопоставляет себя всему свету, но и критически анализирует общество, в котором он живёт. Торжество или гибель героя ничего принципиально не меняют в обществе: общественные болезни - хронические, лечение всё равно необходимо. Как мы помним, борьба гордого одиночки против окружающей несправедливости — излюбленная тема писателей-романтиков. Однако Стендалю удалось показать, как в этой борьбе изменяются характеры людей, как они рассчитывают свои поступки, действуя последовательно и логично. Его герои - не просто роли в романтическом действии: они несут на себе отпечаток эпохи, век отразился в их мечтах, сознании, поступках.

«Итак, роман — уже не таинственная история, в которую вносит ясность развязка?» — писал Жан Прево, размышляя о связи романа «Красное и чёрное» с романтической традицией. Действительно, реалистический роман был не таинственной историей, а попыткой исследовать общество, вывести закономерности, создать новый литературный тип.

Всё переплелось в романе «Красное и чёрное» — личное и общественное, сиюминутное и историческое. Многие читатели не сомневались, что такие люди реально жили на свете. Они представлены личностями, но главное — это типичные для своего времени обобщенные характеры. Открытие типа — всегда особая заслуга писателя. В романе - не одни тип: разбогатевший дворянин де Реналь, постепенно увеличивающий своё состояние Фуке, могущественный аристократ де ла Моль, итальянский эмигрант, многократно приговаривавшийся к смерти, — все они воплощают типические характеры людей эпохи Реставрации во Франции. Однако наряду с типичностью характера каждый персонаж обладает индивидуальностью со своими особенностями, его невозможно спутать с другими представителями своего сословия.

Повествователь и герой

В этом романе Стендаль часто прибегает к внутреннему монологу героя. Автор от лица героя показывает нам ход его размышлений. Чем интеллектуальнее герой, тем чаще писатель использует этот художественный приём психологизма: на страницах романа представлены размышления Жюльена о своей жизни, о своих планах. Внутренний монолог перебивается комментариями повествователя. Повествователь ни на миг не оставляет своего героя. Он подчёркивает, что знает и понимает больше него, что многие «хитроумные»» планы Жюльена только кажутся такими. Современники Стендаля назвали такую манеру писателя «поэтическим правосудием»: ведь он и в самом деле судит поступки своих персонажей, вынося им последний нравственный приговор. Стендаль всегда направляет взгляды читателей, не давая им возможности уклониться от понимания писательского замысла.

Так устроены эпизоды романа, в которых внутренний монолог с комментариями повествователя чередуется с диалогами героев. Но как же устроено всё произведение в целом, какова его композиция?

Основу сюжета составляет развитие главного героя. Жюльен - человек честолюбивый, амбициозный. Мы впервые встречаемся с ним, когда он очень молод. Он не знает жизни и познаёт её, лишь действуя и размышляя. Перед ним всё время возникают проблемы, которые он вынужден решать. Жюльен всегда готов действовать. События его жизни складываются, с одной стороны, в последовательный, а с другой - в непредсказуемый сюжет. Он решает свои задачи последовательно и по-своему логично, но результат иногда бывает неожиданным.

Повествователь сопровождает героя с первой до последней страницы, комментируя его мысли, желания, логику поступков и, конечно же, ошибки: ведь он умнее и образованнее своего героя, у него больше жизненного опыта. Например, Жюльен оказывается вовлечен в политический заговор ультрароялистов, а повествователь уже знает, чем закончился этот заговор и как ничтожна роль его персонажа в этой новой «игре». Жюльен не искушён в политических интригах, и корректирующие оценки повествователя создают гораздо более правдоподобную картину для читателя. Такая техника изображения действительности произвела большое впечатление на европейских писателей, а критики назвали её «техникой двойного зрения», заметив, что её эффект можно сравнить с эффектом перспективы в живописи: эта техника создаёт иллюзию реальности и полной объективности.

Лев Толстой, перечитывая в 1883 году «Красное и чёрное», в письме к жене высказался о романе: «Лет 40 назад я читал это, и ничего не помню, кроме моего отношения к автору — симпатия за смелость, родственность, но неудовлетворенность. И странно: то же самое чувство теперь, но с ясным сознанием, отчего и почему».

За несколько лет до начала работы над романом Стендаль заметил, что роман следует писать так, чтобы читатели никогда не могли догадаться о содержании следующей страницы. Он всегда думал не только о том, как выразить свои идеи, но и о читателе, который должен читать роман с интересом. Спустя восемь лет после окончания работы над «Красным и чёрным» он посоветовал другому литератору: не позже чем с шестой или восьмой (на худой конец) страницы должно начинаться действие романа, «приключения», как он любил говорить.

В «Красном и чёрном» такие «приключения» встречаются в каждом эпизоде. То герои ведут себя непредсказуемым образом, то случается неожиданный поворот событий. Все детали описания помогают читателю понять происходящее. Некоторые детали становятся повторяющимися мотивами. Вот, к примеру, образ стены в романе. Стена всегда разделяет. В начале романа мы читаем, что лесопилку Сореля — отца Жюльена — потеснили сады г-на де Реналя. Сорель не может с ним бороться, он вынужден подчиниться и ждать своего часа. В конце концов, земельный участок Сореля куплен де Реналем.

Так же невидимыми стенами разделено французское общество. Сословная принадлежность становится проклятием, она мешает людям занять достойное место в обществе: всё поделено между аристократами. Когда стена оказывается перед Жюльеном, он делает всё, чтобы её преодолеть. Он обладает приятной внешностью, великолепной памятью, наделён целеустремлённостью, наконец, у него есть идеал для подражания (император Наполеон!), чтобы преодолеть все преграды. Кроме того, в нём бушует энергия: когда он чувствует прилив сил, то попросту приставляет лестницу к стене, взбирается по ней и оказывается как равный в спальне г-жи де Реналь или мадемуазель де ла Моль. Но это «равенство» — мнимое, словно краденое, всего лишь на несколько часов.

Еще один сквозной мотив — клетка. Лесопилка отца была клеткой для молодого Жюльена. Клеткой являются и замки для их владельцев. Аристократы не в состоянии понять, чем живёт французский народ, какие новые силы в нём зреют и какого справедливого устройства жизни желают люди из низших сословий. Жизнь в «клетках» — иллюзорна и ничтожна, но именно в «клетках» раздаются чины и награды, именно здесь люди получают должности.

Жюльен — самодостаточный человек, и одиночество ему не в тягость. Он поднимается как-то в горы, взбирается на высокий утес и видит над собой ястреба-перепелятника. Это хищная птица, и Жюльен чувствует своё родство с ястребом. Ведь ястреб — абсолютно свободен, он не знает жизни в клетке, величественно парит над всеми, высматривая добычу. Ястреб — метафора всей жизни Жюльена, но он пока ещё не понимает этого. «Вот такая была судьба у Наполеона, — быть может, и меня ожидает такая же?» — думает Жюльен.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13914