Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 192
Показано материалов: 161-170
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17 18 19 20 »

Художественное произведение — результат творческих усилий писателя, идейно эстетический транслятор, уникальный посредник между художником и реципиентом, главный герой литературоведческой науки во всех трех ее основных и во всех вспомогательных дисциплинах.


Автор эпического склада, сохраняя свое явное или скрытое присутствие в созидаемом им художественном мире, озабочен не самовыражением, а воссозданием внешней, объективной реальности.
Последовательнее всего в этом отношении произведения народного героического эпоса, где изображаются события, герои и обстоятельства, имеющие самодовлеющий интерес.


Если мы попытаемся реконструировать содержание пушкинского стихотворения "К морю", 1824, нам придется вычленить из текста прежде всего приметы реального мира, к которому обращается поэт. Их немного: "волны голубые", «гордая краса», "грустный...", «призывный» «шум», «глухие звуки», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», "стая" «тонущих кораблей», "непогода", "торжественная краса", "скучный неподвижный брег", "хребты" волн, "скала", "гул в вечерние часы"...


Предмет художественной литературы — это весь мир и отдельный человек. В центре художественного космоса "человек в его отношениях к природе, обществу и самому себе" (Н.Г. Чернышевский). Может ли литературно-художественное произведение обойтись без человека? Внешним образом, да. В так называемой пейзажной лирике бывает изображение "чистой природы".


Структурализм (от лат. structure – построение, расположение). Как и в любой другой науке, в литературоведении структура - это характер, способ, закон той связи, которая существует между отдельными элементами объекта, в данном случае - художественного текста. Структурализм в литературоведении - теоретическая и методологическая концепция, обосновывающая и утверждающая принципы структурного анализа произведения.


У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.
По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве.


Сатира (от лат. satura - смесь). Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню.


Сарказм (от греч. sarkasmos, что буквально означает "рву мясо"). При слове "сарказм" невольно вспоминается суждение героини "Дядюшкина сна" Достоевского - Марии Александровны Москалевой. Первая дама губернского города Мордасова, в совершенстве овладевшая искусством злой насмешкой уничтожить чужую репутацию, тонко уловила особенность сарказма.


Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помешенное между репликами персонажей.


Психологизм в литературе – это стилевое единство, система художественных средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. В этом смысле говорят о "психологическом романе", "психологическом очерке", «психологической лирике» и даже - о «писателе-психологе».


1-10 11-20 ... 141-150 151-160 161-170 171-180 181-190 191-192