Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 202
Показано материалов: 161-170
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17 18 19 20 21 »

Художественный образ — это одно из самых многозначных и широких понятий, которое употребляется теоретиками и практиками всех видов искусства, в том числе и литературы. Мы говорим: образ Онегина, образ Татьяны Лариной, образ Родины или удачный поэтический образ, имея в виду категории поэтического языка (эпитет, метафору, сравнение...).


Лирические, публицистические, философские, историософские отступления, более чем какие-либо другие из факультативных фрагментов текста, могут быть квалифицированы как элементы сюжета с отрицательным знаком. Они используются в качестве эффективного средства замедления, торможения развития действия, фиксации остановки, паузы, переключения от одной сюжетной линии к другой, реализации права автора на активное вмешательство, комментирование или прямую оперативную оценку изображаемой жизни.


К факультативным элементам сюжета относится эпиграф (от греч. epigraphe — надпись), который может стоять в начале произведения, сразу после заглавия или предшествовать его отдельным частям, главам... Как правило, в эпиграфе цитируются широко известные произведения других авторов, знаменитые изречения исторических личностей, библейские стихи, пословицы, поговорки, нравственные максимы, афоризмы, подкрепляющие тот или иной уровень художественной структуры произведения, в том числе и сюжет.


Развязка в литературе – это термин, который обычно трактуется как событие, разрешающее конфликт, и рассматривается вкупе с финалом (от лат. finis — конец) эпического или драматического произведения. Чаще всего они совпадают, особенно в драме, но в случае открытого финала развязка может и отсутствовать ("Преступление и наказание" Достоевского, «Воскресение» Л. Толстого).


Кульминация в литературе – это момент наивысшего напряжения конфликта, который имеет решающее значение для его разрешения, затем развитие действия идет по направлению к развязке. Кульминацию часто путают с самым эффектным местом повествования, не уделяя должного внимания анализу перипетий основного конфликтного противостояния.


Наиболее значительным по объему каноническим элементом (или точнее сказать, совокупностью элементов) сюжета является развитие действия в литературе. Это вся система последовательного развертывания той части событийного плана, от завязки до развязки, которая контролируется конфликтом.


Завязка в литературе – это событие или группа событий, которые непосредственно ведут к конфликтной ситуации. В сущности, это отправной момент в развертывании сюжета, своеобразный стартовый выстрел, отправляющий бегунов на дистанцию. Завязка может быть в произведении явно, обособленно, в качестве суверенного, самостоятельного элемента сюжета, а может сливаться с экспозицией или, вернее, вырастать из нее без видимого сигнала.


Экспозиция в литературе (от лат. expositio — изложение, объяснение) представляет собой описание событий, предшествующих завязке. Ее основные функции: 1) первое знакомство читателя с поэтическим миром произведения, 2) ориентация во времени и пространстве, 3) представление действующих лиц, 4) изображение ситуации до конфликта.


Сюжет и фабула произведения — понятия соотносительные, взаимно дополняющие друг друга. В литературоведении существуют разные точки зрения на их природу и соотношение:
1)    "под сюжетом разумеется уже совсем готовое содержание, т.е. сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ, лишенный всяких красок" (А.Н. Островский);


Литературный образ "живет" во времени и пространстве, движется и пребывает в покое, видим и слышим, осязаем и обоняем, т.е., по точному слову Н.Г. Чернышевского, представляет «форму самой жизни». Этим он отличается от образов иных искусств, ограниченных материалом: пространственных (живопись, скульптура) и временных (музыка).


1-10 11-20 ... 141-150 151-160 161-170 171-180 181-190 191-200 201-202