Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Отступления, внутренние монологи и вставные элементы

  • Статья
  • Еще по теме

Лирические, публицистические, философские, историософские отступления, более чем какие-либо другие из факультативных фрагментов текста, могут быть квалифицированы как элементы сюжета с отрицательным знаком.

Они используются в качестве эффективного средства замедления, торможения развития действия, фиксации остановки, паузы, переключения от одной сюжетной линии к другой, реализации права автора на активное вмешательство, комментирование или прямую оперативную оценку изображаемой жизни. Так поступают Гомер в «Илиаде», Вергилий в «Энеиде», Данте в «Божественной комедии», Байрон в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Герое нашего времени», Гоголь в « Мертвых душах »,Л. Толстой в «Войне и мире», Голсуорси в «Саге о Форсайтах», Твардовский в «Василии Теркине».

Сходную роль играют так называемые внутренние монологи — обращенные к самому себе, к читателю или «в сторону» (ни к кому) рассуждения автора или персонажей эпических и драматических произведений (Гамлета, Чацкого, Шолохова в «Тихом Доне» и «Поднятой целине», Булгакова в «Мастере и Маргарите»); вставные номера (например, песня девушек в «Евгении Онегине» приводится, казалось бы, в самый неподходящий момент: Татьяна дождалась, наконец, медлящего с ответом на ее любовное послание Онегина, он после ее стремительного бега является, «сверкая взорами», в сад, где она его ждет, затаившись; эмоциональное напряжение героини и читателя на пределе, а лукавый автор целиком цитирует песню, которую поют дворовые девушки, чтобы «барской ягоды тайком уста лукавые не ели» ("затея сельской простоты!" — с улыбкой комментирует Пушкин); вставные повести, рассказы, новеллы, имеющие косвенное отношение или совсем не связанные с основным сюжетом произведения («Повесть о капитане Копейкине» в гоголевских «Мертвых душах», многочисленные вставные новеллы в "Дон Кихоте" Сервантеса, подобно дополнительным экранам расширяющие панораму художественного мира романа).

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 1253