Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 168
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 16 17 »

Юмор (от англ. humour — настроение, комизм, юмор) — смех добродушный и с серьёзной маской («одобрение под маской осмеяния», М.И. Стеблин-Каменский). В европейской культуре и практики, и теоретики юмора — англичане, вот почему в определении юмора, этого таланта находить и с серьёзной миной добродушно демонстрировать необычные противоречия в самом обычном, особенно в самом себе, мы обратились к английскому поэту-романтику С. Кольриджу (1772—1834)


Сатира (лат. satira, от saturo — смесь) — в основном отрицательное отношение автора к предмету своего творчества (изображаемой действительности), определяющее общий характер создаваемых образов и выбор изобразительных и выразительных средств. Сатира может проявляться в любом роде литературы — эпосе, драме, лирике. Велика роль сатиры в обновлении и развитии литературного языка: вводя разговорные, а иногда просторечные слова и выражения, обычные в обиходно-бытовой речи, она издавна обогащала его.


Аристотель в трактате «Поэтика» (IV век до н. э.) выделил три рода литературы — эпос, драму и лирику. Это деление сохраняется в теории литературы по сей день.


Нам ясно, что драматург пишет драмы (или пьесы). Но почему одни он называет комедиями, другие — трагедиями, третьи — просто драмами? Какая разница между этими драматическими видами? Оказывается, всё зависит от особенностей конфликта (противоборства сил, изображённых в художественном произведении, — характеров, интересов, идей и проч.) и тех чувств, которые он вызывает у зрителя. Что же такое трагическое в искусстве? Что может составить основу трагедии как драматического вида?


Сюжет — совокупность событий художественного произведения, данная в той последовательности, которая соответствует замыслу автора, т. е. в той, в которой автор хочет сообщить об этих событиях читателю. Этим сюжет отличается от фабулы. Б.В. Томашевский (1890—1957), известный русский литературовед, говорил, что фабула — это то, что было на самом деле, а сюжет — то, как узнал об этом читатель.


В конце 80-х годов XIX века в Европе начался кризис позитивизма. Если позитивисты вслед за Огюстом Контом верили в торжество научной мысли, фактов и логики, то их оппоненты призывали вернуться к романтическим ценностям, защищали свободу творческой мысли, воспевали фантазию и воображение.


«Чистое искусство», или «искусство для искусства», — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении. Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.


В обыденном смысле читатели называют реализмом правдивое и объективное изображение жизни, которое легко сопоставить с реальностью. Впервые литературоведческий термин «реализм» употребил П.В. Анненков в 1849 году в статье «Заметки о русской литературе 1818 года».


Первоначально герои в фольклорных и литературных произведениях характеризовались какой-либо одной основной чертой, одним качеством. В сказках Баба-яга всегда была злая, добрый молодец — отважен. Кощей Бессмертный — жаден, красна девица — мудрая и верная. Былинный богатырь Илья Муромец был могуч и непоколебим. Садко — широк душой и щедр. У сказочных героев ещё не было индивидуальных характеров, личных переживаний.


Герой — главный образ литературного произведения. Благодаря образу героя осуществляется связь, диалог между автором и читателем. Например, А.С. Пушкин, создавая роман «Капитанская дочка», стремился выразить своё отношение к проблемам любви, чести, долга и достоинства человека, оказавшегося участником глобальных исторических потрясений. Для этого он вводит в повествование героев, которые живут и действуют в вымышленном автором мире.


1-10 11-20 21-30 ... 151-160 161-168