Классицизм как литературное направление
В последние десятилетия XVII в. и в самом начале XVIII в. заметное влияние на русскую литературу оказывал стиль барокко. Однако подлинным общеевропейским литературным направлением в России стал классицизм, возникший в 1730—1750-е гг. Он объединил писателей, придерживавшихся определенных творческих принципов. Само наименование этого направления восходит к латинскому слову «classicus» (образцовый). В качестве образца подражания писатели-классицисты избирали античное греко-римское искусство и литературу. Наивысших своих проявлений классицизм достиг во Франции. Там его становление связано с поэзией Ф. Малерба (1555—1628), а наиболее выдающиеся достижения с именами таких всемирно известных авторов XVII в., как Корнель, Расин, Мольер. Полнее всего постулаты направления были разработаны в «Поэтическом искусстве» (1674) — стихотворной поэтике Н. Буало (1636—1711). Русские писатели во многом ориентировались в своем творчестве на эту прославленную поэтику, часто упоминали имя Буало в сочинениях. Так, представитель раннего классицизма А. Кантемир признавал, что в своих сатирах он «наипаче Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив». Крупнейшими представителями классицизма в России были Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Торжество рассматриваемого направления связано с эпохой абсолютизма. Общественные условия, способствовавшие его развитию, в России возникли значительно позже, чем это было в Западной Европе. Вдохновленные деятельностью Петра, личностью царя-реформатора представители классицизма отстаивали идеи общественного служения искусства, гражданственности и патриотизма. Поэтому можно сказать, что особенностью классицизма помимо подражания Античности стало стремление его представителей утвердить в обществе высокие нравственные идеалы, возвышенное стремление человека верно служить государству. Писатели-классицисты опирались на рационалистическую философию Р. Декарта, Не чувства, а разум выступал у них в качестве главного мерила человеческой личности, превращался в основную ценность эпохи, «Подражая природе», они переосмысляли мир в соответствии с законами разума. Идеалом становится человек, подчинивший личные устремления и страсти общественному долгу. Современные художественные задачи авторы с успехом решали, обращаясь к Античности или национальному прошлому. Утверждая свои идеи, они создавали образы вневременного характера. Поэтика классицизма была строго нормативной. Писатели должны были следовать определенным правилам, формулировавшимся в теоретических сочинениях, в которых не было недостатка. В частности, классицизму свойственна «чистота» жанров, когда каждому из них соответствует свой предмет изображения и свои языковые средства. В жанровой системе противопоставлялись высокие и низкие жанры. Главными признавались высокие — ода, трагедия, эпопея. В драматургии требовалось соблюдение трех единств — места, времени и действия. Первое единство подразумевало представление, не требующее смены декораций и переноса действия в другое место, Второе — ограничение сценического действия двадцатью четырьмя часами, и, наконец, последнее единство не допускало большого числа сюжетных линий, что облегчало зрителям восприятие пьесы. Русский классицизм имел свои особенности. К ним следует отнести наличие множества произведений патриотического звучания, Нередко авторы находили сюжеты в истории Российского государства, произведениях древнерусской литературы, фольклоре. Так, одна из самых известных трагедий Сумарокова называлась «Дмитрий Самозванец», Еще одной важной чертой русского классицизма была особая роль сатиры в его истории. Белинский в свое время отметил, что новая словесность началась у нас с сатиры: «С легкой руки Кантемира сатира внедрилась, так сказать, в нравы русской литературы и имела благодетельное влияние на нравы русского общества». Последующее поколение писателей-классицистов выступило продолжателем традиций Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. Однако в творчестве Державина и Фонвизина многие нормы классицизма, начавшие к тому времени сковывать дальнейшее развитие литературы, трансформировались, постепенно уходили в прошлое. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3146
| |