Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Классицизм как литературное направление

  • Статья
  • Еще по теме

В последние десятилетия XVII в. и в самом начале XVIII в. заметное влияние на русскую литературу оказывал стиль барокко. Однако подлинным общеевропейским литера­турным направлением в России стал классицизм, возникший в 1730—1750-е гг. Он объединил писателей, придерживавшихся определенных творческих принципов. Само наименование это­го направления восходит к латинскому слову «classicus» (образ­цовый). В качестве образца подражания писатели-классицис­ты избирали античное греко-римское искусство и литературу. Наивысших своих проявлений классицизм достиг во Франции. Там его становление связано с поэзией Ф. Малерба (1555—1628), а наиболее выдающиеся достижения с именами таких всемир­но известных авторов XVII в., как Корнель, Расин, Мольер. Полнее всего постулаты направления были разработаны в «По­этическом искусстве» (1674) — стихотворной поэтике Н. Буало (1636—1711). Русские писатели во многом ориентировались в своем творчестве на эту прославленную поэтику, часто упо­минали имя Буало в сочинениях. Так, представитель раннего классицизма А. Кантемир признавал, что в своих сатирах он «наипаче Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив». Крупнейшими пред­ставителями классицизма в России были Тредиаковский, Ло­моносов, Сумароков.

Торжество рассматриваемого направления связано с эпохой абсолютизма. Общественные условия, способствовавшие его развитию, в России возникли значительно позже, чем это было в Западной Европе. Вдохновленные деятельностью Петра, личностью царя-реформатора представители классицизма от­стаивали идеи общественного служения искусства, гражданст­венности и патриотизма. Поэтому можно сказать, что осо­бенностью классицизма помимо подражания Античности стало стремление его представителей утвердить в обществе высо­кие нравственные идеалы, возвышенное стремление человека верно служить государству. Писатели-классицисты опирались на рационалистическую философию Р. Декарта, Не чувства, а разум выступал у них в качестве главного мерила челове­ческой личности, превращался в основную ценность эпохи, «Подражая природе», они переосмысляли мир в соответствии с законами разума. Идеалом становится человек, подчинивший личные устремления и страсти общественному долгу. Совре­менные художественные задачи авторы с успехом решали, об­ращаясь к Античности или национальному прошлому. Ут­верждая свои идеи, они создавали образы вневременного ха­рактера.

Поэтика классицизма была строго нормативной. Писатели должны были следовать определенным правилам, формулиро­вавшимся в теоретических сочинениях, в которых не было не­достатка. В частности, классицизму свойственна «чистота» жанров, когда каждому из них соответствует свой предмет изображения и свои языковые средства. В жанровой системе противопоставлялись высокие и низкие жанры. Главными при­знавались высокие — ода, трагедия, эпопея. В драматургии тре­бовалось соблюдение трех единств — места, времени и дей­ствия. Первое единство подразумевало представление, не тре­бующее смены декораций и переноса действия в другое место, Второе — ограничение сценического действия двадцатью че­тырьмя часами, и, наконец, последнее единство не допускало большого числа сюжетных линий, что облегчало зрителям вос­приятие пьесы.

Русский классицизм имел свои особенности. К ним следует отнести наличие множества произведений патриотического зву­чания, Нередко авторы находили сюжеты в истории Россий­ского государства, произведениях древнерусской литературы, фольклоре. Так, одна из самых известных трагедий Сумарокова называлась «Дмитрий Самозванец», Еще одной важной чертой русского классицизма была особая роль сатиры в его истории. Белинский в свое время отметил, что новая словесность нача­лась у нас с сатиры: «С легкой руки Кантемира сатира внедри­лась, так сказать, в нравы русской литературы и имела благо­детельное влияние на нравы русского общества».

Последующее поколение писателей-классицистов выступило продолжателем традиций Ломоносова, Тредиаковского, Сумаро­кова. Однако в творчестве Державина и Фонвизина многие нор­мы классицизма, начавшие к тому времени сковывать даль­нейшее развитие литературы, трансформировались, постепенно уходили в прошлое.

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3146