Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 168
Показано материалов: 141-150
Страницы: « 1 2 ... 13 14 15 16 17 »

Структурализм (от лат. structure – построение, расположение). Как и в любой другой науке, в литературоведении структура - это характер, способ, закон той связи, которая существует между отдельными элементами объекта, в данном случае - художественного текста. Структурализм в литературоведении - теоретическая и методологическая концепция, обосновывающая и утверждающая принципы структурного анализа произведения.


У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.
По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве.


Сатира (от лат. satura - смесь). Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню.


Сарказм (от греч. sarkasmos, что буквально означает "рву мясо"). При слове "сарказм" невольно вспоминается суждение героини "Дядюшкина сна" Достоевского - Марии Александровны Москалевой. Первая дама губернского города Мордасова, в совершенстве овладевшая искусством злой насмешкой уничтожить чужую репутацию, тонко уловила особенность сарказма.


Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помешенное между репликами персонажей.


Психологизм в литературе – это стилевое единство, система художественных средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. В этом смысле говорят о "психологическом романе", "психологическом очерке", «психологической лирике» и даже - о «писателе-психологе».


Псевдодокументальное - особая форма литературной мистификации, при которой художественное произведение, претендующее на документальность, а) сознательно автором создается "под документ", по существу таковым не являясь; 6) сочетает в себе наряду с документальными фактами вымышленные либо содержит такого рода умолчания, которые искажают достоверную картину изображаемого.


Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.


«Поток сознания» считается одним из самых современных повествовательных приемов. Действительно, этот термин и понятие "современный" (modern) в особом смысле - ровесники, появились они почти одновременно в 80-х г. XIX в. Но, во-первых, и сама «современность», как видите, имеет уже чуть ли не столетний возраст, и, во-вторых, найти примеры "потока сознания" в литературе можно еще раньше.


Подтекст произведения - это особая разновидность иносказания, художественного намека. Понять "фразу с подтекстом" - это значит воспринять не только то, что сказано прямо, буквально, но и то, что автор подразумевал, о чем умолчал. Раскрытие подтекста предполагает, таким образом, непременное активное сотворчество читателя, додумывание, домысливание.


1-10 11-20 ... 121-130 131-140 141-150 151-160 161-168