Главная » Статьи » Теория литературы и др. |
В разделе материалов: 202 Показано материалов: 151-160 |
Страницы: « 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 20 21 » |
Если символ, абстрагируя, расширяет значение поэтического образа, аллегория действует в противоположном направлении, являя собой род иносказания, посредством которого отвлеченная идея передается через конкретный пластический образ. Так, в гомеровской "Илиаде" могучая Обида шагает по главам воинов, а робкие молитвы подъемлют очи косые. |
Что же такое метафора в литературе? Буквально с греческого metaphora означает "перенесение". Древние видели природу и человека в безусловном и органичном единстве. Каждое явление природы они обожествляли, отождествляли с человекоподобным божеством, т.е. наделяли свойствами человека, это и было первичным метафорическим действием, которое, с легкой руки Овидия, получило наименование "метаморфоза" — превращение. |
Эпитеты и сравнения обычно рассматриваются вне тропов, хотя и те, и другие нередко содержат в себе перенос значения. Другими важными обстоятельствами, позволяющими усматривать в них родственные явления, следует считать их взаимозаменяемость и активное взаимодействие. Во всяком случае, эпитеты и сравнения несомненно предшествуют метафоре, метонимии, синекдохе, олицетворению, аллегории, символу, гиперболе, литоте и перифразе, предваряют их, а также имеют с ними общий знаменатель — образное со(противо)поставление. |
Очень значим в образном мире литературно-художественного произведения незримо присутствующий в нем образ его адресата — читателя. Конечно, произведение может быть адресовано совершенно конкретному, даже хорошо известному человеку (эпиграммы, дружеские послания, посвящения), но это скорее отступления от правила. |
Единый национальный язык возникает в результате длительной интеграций не только сословных, но и территориальных диалектов, в процессе, если можно так выразиться, прямо противоположном Вавилонскому столпотворению. Замкнутое, натуральное хозяйство обособляет людей, консервирует их местные словечки, языковые клише... |
В незапамятные времена, еще за четыре века до нашей эры, если верить преданиям, жил в Элладе знаменитый баснописец и острослов по имени Эзоп. Некоторые историки считают его скифом по происхождению, т.е. в некотором роде нашим соотечественником. Судьба мало позаботилась о его социальном благополучии и определила ему жалкую участь раба. |
Имеет ли образная мысль какие-либо преимущества перед мыслью обычной, логической? Безусловно. Их множество, назовем лишь некоторые, наиболее заметные: неисчерпаемость, пластичность, наглядность, общедоступность и многозначность. |
Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) — понятие, по крайней мере, двойственное. Во-первых, это непосредственный сочинитель произведения, имя либо псевдоним которого значится на обложке книги или в любой другой форме публикации. Во-вторых, он присутствует в созданном им художественном мире в качестве образа его творца. |
Литературный пейзаж как таковой возникает в литературе XVIII века, одухотворенной великими открытиями в области естественных наук и сопутствующими им натурфилософскими изысканиями просветителей. От элементарных описаний природы пейзаж в литературе отличает не только его эстетическая самодостаточность, но и относительная художественная самостоятельность. |
Как происходит создание художественного образа? Конечно, основным, наиболее подходящим строительным материалом для него является универсальный предмет искусства — сама жизнь, но не как таковая, а пропущенная через субъективное восприятие и идеальные представления о ней художника-творца. |