Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Создание художественного образа

  • Статья
  • Еще по теме

Как происходит создание художественного образа? Конечно, основным, наиболее подходящим строительным материалом для него является универсальный предмет искусства — сама жизнь, но не как таковая, а пропущенная через субъективное восприятие и идеальные представления о ней художника-творца. Осуществляя создание художественного образа, писатель не только отражает, но и преображает жизнь, домысливает ее с помощью фантазии, своего творческого воображения, апеллируя к сотворческому воображению читателя.

Какими бы, однако, фантастическими существами, небывалыми происшествиями ни насыщал он поэтический мир своих произведений, мы воспринимаем его как реальный или возможный по аналогии с действительностью. «Художники вымышляют правду по аналогии», — писал Бальзак (Бальзак об искусстве. М., 1943. С. 183). Разве не напоминает, допустим, сказочная избушка на курьих ножках терема на сваях, которые строили в болотистой местности наши предки? А кого могут удивить теперь, в эпоху авиации и ракет, ковер-самолет или полеты Бабы-Яги в ступе? Каким архаичным выглядит в наши дни пресловутое наливное яблочко на серебряном блюдечке, показывающее картинки, — ни дать, ни взять телевизор КВН с его крохотным экранчиком! Самые смелые проекты писателей-фантастов давным-давно реализованы. Фантастика действительности оказалась покруче фантастики человека.

Каждый художественный образ в отдельности и вся образная система произведения в целом продуцируются на протяжении всех стадий творческого акта: отбора, оценки, обобщения и художественного воплощения, а не только, хотя и по преимуществу на последней.

Анализируя действительность, выделяя в ней объекты приложения своей творческой энергии, писатель останавливает внимание лишь на эстетически перспективных явлениях (отнюдь, например, не на перистальтике кишечного тракта!), загодя прикидывая и в общих чертах проектируя образную картину будущего произведения. Так, скорее всего, действовал А.Н. Островский, отбирая жизненный материал для "Грозы", группируя его вокруг центрального, несомненно возникшего изначально, манифестированного в заголовке художественного образа: необузданные, «грозные» купцы-самодуры Дикой и, под стать ему, Кабаниха, вынужденные до поры до времени покорствовать им люди типа Катерины, Тихона, Варвары, Бориса, в которых накапливается готовое разрядиться, как удар шальной молнии, нравственное напряжение; захолустный приволжский городок с условным названием Калинов, где нет места научно ясному взгляду на мир, где источником информации о нездешнем житье-бытье служит странница Феклуша с ее апокрифическими росказнями о людях с песьими головами и турецком салтане, где изобретатель-самоучка с говорящей (чуть измененной) фамилией Кулигин воспринимается как городской дурачок, а его предложение поставить на колокольню громоотвод расценивается как покушение на самые устои общественного бытия; стихии природного мира: Волга, крутой берег, предгрозовая атмосфера — все это факты, которые могли быть и были в реальной жизни России, отобранные драматургом и оцененные с точки зрения их соответствия идейно-художественному, т.е. образному замыслу.

Автор, как уже отмечалось, строит образный мир своего произведения не как пассивный копиист, а как активный творец. Оценивая отобранные им факты действительности, он существенно дополняет их "от себя", подправляет, корректирует, приводит к общему знаменателю. Отбор и оценка, таким образом, незаметно и органично переходят в третью и четвертую стадию творческого акта — обобщение и художественное воплощение.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2340