Главная » Статьи » Теория литературы и др. |
В разделе материалов: 202 Показано материалов: 171-180 |
Страницы: « 1 2 ... 16 17 18 19 20 21 » |
Художественное произведение — результат творческих усилий писателя, идейно эстетический транслятор, уникальный посредник между художником и реципиентом, главный герой литературоведческой науки во всех трех ее основных и во всех вспомогательных дисциплинах. |
Автор эпического склада, сохраняя свое явное или скрытое присутствие в созидаемом им художественном мире, озабочен не самовыражением, а воссозданием внешней, объективной реальности. |
Если мы попытаемся реконструировать содержание пушкинского стихотворения "К морю", 1824, нам придется вычленить из текста прежде всего приметы реального мира, к которому обращается поэт. Их немного: "волны голубые", «гордая краса», "грустный...", «призывный» «шум», «глухие звуки», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», "стая" «тонущих кораблей», "непогода", "торжественная краса", "скучный неподвижный брег", "хребты" волн, "скала", "гул в вечерние часы"... |
Предмет художественной литературы — это весь мир и отдельный человек. В центре художественного космоса "человек в его отношениях к природе, обществу и самому себе" (Н.Г. Чернышевский). Может ли литературно-художественное произведение обойтись без человека? Внешним образом, да. В так называемой пейзажной лирике бывает изображение "чистой природы". |
Структурализм (от лат. structure – построение, расположение). Как и в любой другой науке, в литературоведении структура - это характер, способ, закон той связи, которая существует между отдельными элементами объекта, в данном случае - художественного текста. Структурализм в литературоведении - теоретическая и методологическая концепция, обосновывающая и утверждающая принципы структурного анализа произведения. |
У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое. |
Сатира (от лат. satura - смесь). Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню. |
Сарказм (от греч. sarkasmos, что буквально означает "рву мясо"). При слове "сарказм" невольно вспоминается суждение героини "Дядюшкина сна" Достоевского - Марии Александровны Москалевой. Первая дама губернского города Мордасова, в совершенстве овладевшая искусством злой насмешкой уничтожить чужую репутацию, тонко уловила особенность сарказма. |
Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помешенное между репликами персонажей. |
Психологизм в литературе – это стилевое единство, система художественных средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев. В этом смысле говорят о "психологическом романе", "психологическом очерке", «психологической лирике» и даже - о «писателе-психологе». |