Содержание художественного произведения
Художественное произведение — результат творческих усилий писателя, идейно эстетический транслятор, уникальный посредник между художником и реципиентом, главный герой литературоведческой науки во всех трех ее основных и во всех вспомогательных дисциплинах. Художественное произведение — исключительная по сложности система, в которой значимо всё — и элементы, из которых она состоит, и элементы, которые в ней значимо отсутствуют, и, что всего важнее, соотношение тех и других, их взаимодействие, взаимосвязи, взаимоотталкивания — то, что Л. Толстой замечательно точно и образно назвал «бесконечным лабиринтом сцеплений». Что есть содержание художественного произведения? Это одно из самых употребительных литературоведческих понятий наиболее актуально применительно к учению о литературном произведении. Содержание художественного произведения обозначает самую его суть, материю, плоть, так как непосредственно связано с предметом искусства, хотя и не тождественно ему. В основе содержания лежит отраженная действительность, вернее, та ее часть, которая отобрана, обобщена, оценена и возведена писателем в «перл создания», т.е. воплощена. Реальный мир входит в произведение обогащенным и преображенным творческим сознанием художника. Писатель любой эстетической ориентации не фотографирует жизнь, а как бы создает ее заново. Художественное творчество менее всего напоминает бесстрастное зеркальное отражение, даже если автор намеренно демонстрирует свою незаинтересованность в изменении пропорций реального мира. Его главной движущей силой традиционно считается так называемый пафос, под которым Г. Гегель понимал "оправданную в самой себе силу души, существенное содержание разумности и свободной воли", а В.Г. Белинский "идею-страсть". Итак, что же такое содержание художественного произведения? Художественный мир, который создан на основе реального мира и преображенный в нечто новое творческим сознанием писателя. В соотношении субъективной и объективной его сферы соблюдается крен в ту или иную сторону в зависимости от целого ряда моментов: родовой и жанрово-видовой принадлежности, метода и стиля. Пожалуй, резче всего колебания между субъектом и объектом дают о себе знать в зависимости от родовой природы произведения: содержание эпоса и драмы, как правило, заведомо объективно, содержание лирики, как правило, заведомо субъективно. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3468
| |