Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Содержание эпического произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Автор эпического склада, сохраняя свое явное или скрытое присутствие в созидаемом им художественном мире, озабочен не самовыражением, а воссозданием внешней, объективной реальности.

Последовательнее всего в этом отношении произведения народного героического эпоса, где изображаются события, герои и обстоятельства, имеющие самодовлеющий интерес. Читая или слушая русские былины, мы следим прежде всего за сюжетными перипетиями, любуемся мощью и доблестью богатырей, цельностью их характеров, внимаем, наконец, спокойному эпическому тону повествования. При этом меньше всего нас занимает взгляд на происходящее их коллективного автора, о существовании которого мы даже не вспоминаем.

Приблизительно то же самое мы видим в эпических поэмах Гомера, в русских реалистических романах, например, в романе-эпопее Л.H. Толстого "Война и мир", где наиболее ярко проявляется такая особенность творческой индивидуальности великого писателя, как склонность к тщательнейшему описанию отдельных сцен, эпизодов; собственно из них и состоит сюжетный каркас произведения: сцена в салоне мадам Шерер, батальные сцены, сцена охоты, сцепа ночи в Отрадном, сцена первого Наташиного бала, сцена пожара Москвы и т.д. Это и есть выражение крайней эпической объективности, опять же не исключающей известной толики лирической субъективности.

Абсолютная объективность столь же невозможна, как и абсолютная субъективность. К тому же лирические и эпические жанры издавна приобрели способность к синтезу. Своеобразный жанрово-родовой кентавр, сохраняющий относительное равновесие объективного и субъективного начал, представляла собой лиро-эпическая поэма, получившая исключительную популярность в начале XIX века. Классическую форму она приобрела в творчестве английского романтика Джорджа Гордона Байрона.

Соотношение объективного и субъективного в содержании литературно-художественных произведений зависит не только от родовых, но и от жанровых и от видовых характеристик. Так, внутри эпического рода к числу наиболее объективных по своему содержанию относятся крупные формы: роман, эпопея, повесть, а также самый документальный, предельно точно воспроизводящий действительность жанр — очерк; наоборот, наиболее субъективны малые формы эпоса: рассказ и новелла, где пространственно-временные координаты художественного мира по необходимости сконцентрированы, сжаты.

Столь же важна, с точки зрения примата объекта или субъекта в содержании эпического произведения, его структурная принадлежность: прозаическая форма обслуживает по преимуществу более объективные эпические и драматургические жанры, стихотворная — более субъективную лирику. Правда, первые романы в средние века были стихотворными произведениями. Но затем традиция закрепила именно это соотношение: лирика — стих, эпос и драма — проза. В переломные эпохи, когда происходят ломка и смена художественных форм, указанное соотношение "перекрещивается".

И наконец, последний фактор, оказывающий воздействие на первенствующее положение объекта или субъекта в содержании, — художественный метод и стиль. Здесь самая контрастная пара — реализм и романтизм. Писатели-романтики, в отличие от реалистов, предметом художественного осмысления мира полагают не внешние его проявления, т.е. не объект, а сугубо субъективные о нем представления, не действительность как таковую, а идеальное преломление ее в своем сознании, не то, что есть на самом деле, а то, что должно быть. Придавая громадное значение субъективному фактору в организации художественного мира, романтики самым энергичным образом проявляют свое авторское "Я" и строят свое произведение с расчетом на предельную активность его восприятия.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1942