Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Пейзаж в литературе. Его роль в произведении

  • Статья
  • Еще по теме

Пейзаж в литературе (от фр. pays - местность, страна) - природная зарисовка или описание любого незамкнутого пространства внешнего мира в художественном произведении.

Функции пейзажа в тексте различны и определяются жанром, стилем, особенностями композиции и смысловой направленностью произведения. Он может иметь самостоятельное значение (например, в лирике) или способствовать выражению эмоций и настроений героя, быть частью изображаемой картины, обстановки, пояснять суть происходящих событий (как в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»). Иногда пейзаж становится формой и средством воплощения авторского мироощущения (например, в произведении М. Пришвина «За волшебным колобком», рассказах и сказках К. Паустовского).

Характер пейзажа в истории литературы менялся. В фольклорных текстах природа олицетворялась и выступала наравне с действующими лицами. В ранних античных и средневековых произведениях пейзаж изображался как фон действия. А в литературе XVIII - XX вв. он стал обладать эмоционально-психологической значимостью, начиная с текстов сентименталистов (Ж.-Ж. Руссо, Н. Карамзина и др.), как средство осмысления внутренней жизни человека. В романтических произведениях пейзаж служил формой выражения свободолюбивых порывов и устремлений личности (таковы пейзажи Дж. Байрона, А. Пушкина, М. Лермонтова): природа в них изображается не умиротворенно, как у классицистов в жанре пасторали или у сентименталистов, она бурная, могущественная, мятущаяся и экзотически-колоритная, под стать романтическому герою. В литературе реализма пейзаж передает суть взаимоотношений между человеком и миром, между человеком и обществом, выступает как один из способов социально-психологической характеристики персонажа. В реалистических текстах появляется и новый тип пейзажа - урбанистический, т.е. городской. Примеры его мы можем найти в произведениях Н. Гоголя («Петербургские повести», «Мертвые души»), в лирике Н. Некрасова, в романах Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. Наконец, в литературе модернизма пейзаж - часть хаотичного, абсурдного мира (в романах А. Камю), либо единственно гармоничная форма мироустройства, противостоящая сфере человеческих отношений (в произведениях В. Набокова «Другие берега», «Весна в Фиальте» и проч.).

В качестве элемента художественного пространства пейзаж участвует в создании образа хронотопа. Так, в чеховских рассказах описания небольших городков с серыми заборами, запахом жареного лука или пачулей формируют хронотоп провинции («Ионыч», «Дама с собачкой»).

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Литературный пейзаж как таковой возникает в литературе XVIII века, одухотворенной великими открытиями в области естественных наук и сопутствующими им натурфилософскими изысканиями просветителей. От элементарных описаний природы пейзаж в литературе отличает не только его эстетическая самодостаточность, но и относительная художественная самостоятельность.

Пейзаж, будь то пейзажное стихотворение или пейзажные сцены в романе, ни в коем случае не является самоцелью; он непременно соотнесен с человеком, даже если последний не является предметом непосредственного изображения. Говоря о романтическом пейзаже, к примеру, об элегиях Жуковского, Г. Гуковский предпочитал термин "пейзаж души". Приблизительно ту же картину полного слияния пантеистически настроенного субъекта с природой мы наблюдаем в лирике Б. Пастернака. Реалистический пейзаж в литературе, напротив, предельно объективен, но и его многоаспектные связи с человеком очевидны: он может соответствовать или противоречить настроению персонажа, автора-повествователя, лирического героя, внушать ему определенные чувства и мысли, быть, наконец, прямым или косвенным соучастником действия.

Образы природного мира, необязательно в форме пейзажа, нередко занимают в произведении командные высоты, выполняя, скажем, роль заглавного символа («Гроза», «Лес» А.Н. Островского, «Вишневый сад», «Степь», «В овраге» А. Чехова, «Соловьиный сад» А. Блока).

Будучи центром поэтической вселенной прежде всего в качестве основного объекта изображения, персонажа в экстерьере и интерьере окружающей его действительности, человек вместе с тем составляет и другой ее центр в качестве субъекта-творца, знаменуя собой в содержании литературного произведения сферу авторского сознания.
Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

🔍 смотри также:
Понравился материал?
19
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12957