Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Развязка в литературе - это... определение и примеры. Финал и развязка

  • Статья
  • Еще по теме

Развязка в литературе – это термин, который обычно трактуется как событие, разрешающее конфликт, и рассматривается вкупе с финалом (от лат. finis — конец) эпического или драматического произведения. Чаще всего они совпадают, особенно в драме, но в случае открытого финала развязка может и отсутствовать ("Преступление и наказание" Достоевского, «Воскресение» Л. Толстого).

Важность заключительного финального аккорда сознают все писатели. «Сила удара (художественного) приходится на конец», — утверждал Д. Фурманов. "Конец — труднейшая из задач, — солидаризировался с ним А.Н. Толстой. — Почти столь же трудно назвать книгу".

Развязка в литературе – это элемент, который обычно сополагается с завязкой, вторит ей образным параллелизмом, завершая таким образом некий композиционный круг. Если в общей завязке "Муму" Герасим не по своей воле вырван из естественной для него деревенской среды, что подчеркнуто целой системой природных сравнений («как дерево», «как молодой и здоровый бык», «пойманный зверь», «степенный гусак»), и оказывается в городе, то в общей развязке, которая, как уже было сказано, совпадает с кульминационным моментом, он совершает тот же путь, но в прямо противоположном направлении и, что самое главное — своевольно, протестуя, бросая вызов несправедливому порядку вещей.

Гармоничное сочетание начального и конечного элементов сюжета во многом зависит от четкости идейного замысла и «прописанности» первоначального плана. Одни писатели, в основном те, которых И. Гончаров относил к группе «сознательного творчества», твердо знают финал заранее. Пожалуй, самый разительный пример в этом роде — "Фауст", над которым Гёте работал практически всю свою более чем 60-летнюю творческую жизнь. Однако с первых набросков собственной интерпретации традиционного сюжета писатель ни на минуту не сомневался, что Фауст будет спасен (у Кристофера Марло полную победу одерживает Мефистофель). Тщательная работа Толстого над завязкой «Анны Карениной» также красноречиво свидетельствует о том, что гибель Анны под колесами поезда не была для него неожиданностью. Тем более обходятся без непредусмотренных сюрпризов авторы произведений детективного жанра, обычно с развязки свое повествование и начинающие. Блистательный пример использования детективной схемы в серьезнейшем художественном исследовании являют собой «Братья Карамазовы», в которых криминальная интрига в сопровождении неожиданных психологических перипетий закручена столь лихо, что, читая роман не в первый раз, теряешься в догадках, кто же на самом деле был убийцей.

Другие писатели долго и мучительно ищут художественно мотивированную, полную, смелую и в то же время типичную, не противоречащую логике жизни развязку произведения не до творческого акта, а на всем его протяжении. Весьма показательна в этом смысле развязка «Евгения Онегина». Пушкин проявил настоящую художественную дерзость, оборвав поэтическое повествование самым что ни на есть прозаическим образом: героя, стоящего на коленях после любовного объяснения с чужой женой, застает ее муж! Мог ли Пушкин, последовательно и уже вполне осознанно утверждавший принципы нового реалистического художественного мышления, найти аргументы более убедительные!

Впрочем, иной раз в поисках оптимальной, жизненно и художественно достоверной развязки в литературе писатель может попасть в идеологическую или конъюнктурную западню. Тогда ему волей-неволей приходится прибегать к экстраординарным мерам, чаще всего к помощи пресловутого "бога с машины". Так поступил Лопе де Вега в "Овечьем источнике" ("Фуэнте Овехуна"), разрубив гордиев узел неразрешимых противоречий явлением королевского посланника, огласившего «соломоново решение» в пользу жителей, восставших против алькальда, точно так же поступил Мольер в "Тартюфе", наказав королевской волей бессовестного лицемера.

Конечно, далеко не всегда писательские мучения приводят к равноприемлемому, всех удовлетворяющему результату. Развязки в литературе, полученные компромиссным путем, в большинстве случаев не удовлетворяют всех, в том числе и самого автора. "Мне тоже не нравится конец, — заявил автор «Двенадцати» Александр Блок. — Но, к сожалению... Христос".

История литературы знает немало случаев полной писательской беспринципности по отношению к судьбам героев (Илья Ильф и Евгений Петров, прежде чем "умертвить" Остапа Бендера, бросили жребий: выпала бумажка с черепом) и настоящего писательского деспотизма, а иной раз и небезопасной стойкости в отстаивании своего абсолютного непререкаемого права на окончательное и бесповоротное решение. Когда во второй части "Поднятой целины" почти все главные герои романа — коммунисты — погибли, критика предъявила Шолохову тяжкие обвинения в пессимизме, в неких далеко идущих намеках на нежизнеспособность самой коммунистической идеи, писатель мужественно остался верен каноническому тексту.

Как правило, финал и развязка совпадают, и тем знаменательнее случаи их раздельного существования. Финал, завершающий произведение после уже состоявшейся развязки или заменяющий ее, если она значимо отсутствует, можно сравнить с ударом молотка после того, как гвоздь уже заколочен (так сказать, для пущего эффекта). В чеховском «Вишнёвом саде» развязкой служат продажа и вырубка вишневого сада, тогда как финальный аккорд приходится на символическую сцену смерти всеми забытого и покинутого Фирса. Трагическая развязка «Тихого Дона» — эпизод смерти и похорон Аксиньи уравновешивается дающим проблеск надежды финалом, отмеченным фигурой Григория, стоящего у порога родного дома с сыном на руках.

Произведения с открытым финалом обходятся без развязки. Но ее отсутствие не абсолютно и не бесцельно — оно активно работает на идею, дополняя и уточняя ее. Русская литература, сравнительно с западной, отличается приверженностью к открытым финалам. Нет ярко выраженной развязки в таких великих творениях, как «Война и мир», «Воскресение» Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (и не потому, кстати, что произведение осталось неоконченным), «Преступлении и наказании» Достоевского. Тем более продуманным и эффектным финалом завершается каждое из них.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 12772