Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Сюжет и фабула произведения: их соотношение и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Сюжет и фабула произведения — понятия соотносительные, взаимно дополняющие друг друга. В литературоведении существуют разные точки зрения на их природу и соотношение:
1)    "под сюжетом разумеется уже совсем готовое содержание, т.е. сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ, лишенный всяких красок" (А.Н. Островский);
2)    напротив, фабула представляет собой целостную систему событий, во всей их исчерпывающей полноте ("как в жизни"), а сюжет — это краткое схематическое изложение;
3)     сюжет является художественно целесообразной системой событий, а фабула — выпрямленный сюжет, то есть те же события, но в их естественном порядке. При этом направление событийного плана может совпадать в сюжете с фабульным, а может и отличаться от него; в первом случае мы имеем прямую, во втором фигурную сюжетную композицию (например, в «Илиаде» Гомера сюжетная композиция прямая, а в «Одиссее» — фигурная, «рамочная»);
4)    представители формальной школы в литературоведении (В. Шкловский, Б. Томашевский, Л. Выготский) именовали фабулой так называемый «практический ряд», т.е. отобранную писателем и подлежащую преобразованию в "поэтический ряд" реальную действительность, а сюжетом — совокупность необходимых для этого художественных приемов;
5)  наконец, согласно так называемой негативной точке зрения, понятие фабулы избыточно или, по крайней мере, синонимично.

Наиболее продуктивной представляется третья концепция, дающая возможность сопоставить объект художественного изображения с его результатом и, в конечном итоге, реконструировать идейный замысел писателя. Ее в настоящее время разделяет большинство отечественных и зарубежных литературоведов.

Сюжет — это цепь цепляющихся друг за друга событий, которые автор располагает в оптимальной для него последовательности, обнаруживая тем самым свое активное присутствие в поэтическом мире созидаемого произведения. Как писал еще в 30-х гг. XX в. талантливый марксистский литературовед Иван Виноградов, "... писатель выбирает и соединяет события так, чтобы обрисовать людей в их отношении с нужной ему стороны и в нужном ему освещении".

В этом рассуждении легко можно было усмотреть далеко небезобидную, с точки зрения господствововавшего в ту пору вульгарно-социологического метода, полемику с общепринятой аксиомой, согласно которой писатель выступает не сам по себе, но исключительно как рупор породившего его класса. Подобное вольномыслие скорее всего и привело к репрессиям, которым ученый был впоследствии подвергнут.

Весьма поучительный интерес для современного читателя представляет предложенный в данной работе И. Виноградова яркий нетривиальный анализ сюжета "Отцов и детей". «...Сюжет "Отцов и детей" распадается на две группы событий. Это, во-первых, история взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем. Другой ряд событий — это отношения Базарова (и Аркадия) с Одинцовой. Обе группы имеют своей целью показать несостоятельность взглядов Базарова. Сюжетная линия Базарова, как она развернута в романе, — это линия крушения базаровского нигилизма даже в том ограниченном содержании, какое в него вложил Тургенев. Базаров, отрицая любовь, сам влюбляется в Одинцову и, насмехаясь над дуэлью, сам дерется на дуэли. Тургенев это практическое крушение идей Базарова делает кульминационным пунктом и в той, и в другой группе событий. Автор как бы говорит своим романом: за Базаровым нельзя идти, потому что он сам за собой не идет".

«Тургенев, — заключает свои размышления И. Виноградов, — в последний раз излагает здесь от себя то, что самой образной системой доказывал на протяжении романа: незыблемость «вечных» идеалов, с которыми пытался бороться Базаров... Роман, в сущности, и является борьбой «головных» отрицательных теорий с могучей силой любви, с неизъяснимой красотой природы, со всем сплетением хотя и «старых», но живых и теплых человеческих чувств, — борьбой, кончающейся победой «человечности», «природы», "красоты" над "нигилизмом".

Работа над сюжетом и фабулой, как правило, начинается с темы, в известной мере предопределенной замыслом произведения. Каждый писатель имеет свои тематические предпочтения благодаря обстоятельствам его частной и творческой жизни. С темой приходит фабула или, чаще всего, ее основные моменты (фабульная схема), костяк, который постепенно обрастает «мясом» сюжетного материала. Фабульные схемы, наметки будущих полнокровных сюжетов писатели нередко заготавливают впрок, загодя именуя сюжетами. Источники обретения сюжетного материала разнообразны, как сама жизнь. Это может быть, прежде всего, личный опыт писателя, который не только сидит за письменным столом, но и живет в окружающем его пестром мире.

Самым автобиографичным родом литературы по праву считается лирика, применительно к которой, в связи с неразвитостью событийного плана, иной раз пользуются малопродуктивным понятием "точечного" (неразвернутого во времени) сюжета. Тем не менее сюжет в лирике встречается и в собственном смысле, особенно в произведениях иносказательного характера, повествуется в них о неких умозрительных символах ("Тучи", «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...», «Кинжал» и многие другие стихотворения стремящегося к объективной манере письма одного из самых субъективных русских поэтов Лермонтова) или о случаях, приключившихся с автором лично (его же «Нищий» и «1-го сентября»).

Столь же автобиографично фабульное зерно лермонтовской «Тамани», «Первой любви» и "Вешних вод" И. Тургенева, «Крейцеровой сонаты» и "Дьявола" Л. Толстого. Ставший бестселлером XVIII века автобиографический роман Гёте «Страдания молодого Вертера» воспроизвел перипетии из личной любовной драмы писателя с такой безоглядной откровенностью, что выведенным в нем Альберту и Шарлотте Кестнерам, атакуемым фанатичными паломниками, ринувшимися после прочтения романа к месту описанных в нем событий, пришлось сменить фамилию!

Повышенным писательским спросом как источники лихо закрученных самой жизнью фабул заслуженно пользуются анекдотические происшествия, ставшие достоянием широкой огласки или рассказанные конфиденциально. Неиссякаемый запас "новых старых" сюжетов составляет сама художественная литература. Это, во-первых, хорошо забытые сюжеты второстепенных и третьестепенных писателей, к которым как к своим собственным обращаются гении (значительная часть произведений У. Шекспира, "Фауст" Гёте, сюжет которого, основанный на народной легенде о продавшем дьяволу душу чернокнижнике, был использован в анонимной "народной книге" 1587 года и — скорее всего параллельно с ней — в трагедии Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста» в 1588—1589 или 1592 г.). И это, во-вторых, так называемые "вечные сюжеты" — самого разного происхождения: мифологического, в том числе и библейского (о Прометее-огненосце, Иосифе и его братьях, о блудном сыне), фольклорного и легендарного (к легенде о Дон Жуане, осложненной мифологической историей об оскорбившем мертвеца грешнике, обращались Тирсоде Молина, Мольер, Байрон, Пушкин, А.К. Толстой, Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева. P.M. Рильке, Б. Шоу, М. Фриш и многие другие; к сказочно-мифологическому мотиву о путешествии в загробный мир, "тридевятое царство, тридесятое государство" — Гомер, Вергилий, Данте, Твардовский).

Не менее щедрым источником сюжетообразования считается прошлое человечества, запечатленное в исторических документах и материалах. Так, "Сравнительные жизнеописания" Плутарха породили шекспировского «Юлия Цезаря», а в дальнейшем "Цезаря и Клеопатру" Дж.Б. Шоу и "Мартовские иды" Т. Уайлдера, древняя ирландская сага об Амлете — шекспировского "Гамлета", который, в свою очередь, тянет за собой целый шлейф сюжетообразующих мотивов; русские летописи и "История государства Российского" Карамзина — «Димитрия Самозванца» Сумарокова, "Песнь о вещем Олеге" и "Бориса Годунова" Пушкина, «Смерть Иоанна Грозного», «Царя Федора Иоанновича» и «Царя Бориса» А.К. Толстого. Примеров великое множество.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12516