Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 1751-1760
Страницы: « 1 2 ... 174 175 176 177 178 ... 286 287 »

Лирический герой Лермонтова не находит в реальности собеседников, достойных узнать его думы и настроения. Его послания — это обращения к Божественным силам. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) он признается в том, что тайны его души понятны лишь Богу.


В ранней лирике Лермонтова образ возлюбленной имел реальную прототипическую основу. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», анализ которого мы проведем, входило в цикл произведений, обращенных к Н. Ф. Ивановой. В некоторых посланиях адресат назван, что подчеркивает конкретный характер чувств и впечатлений, отразившихся в лирических излияниях. Это становится особенно важно в связи с тем, что они необыкновенно пылки, страстны и в то же время недоступны окружающим.


Стихотворение «Я вас любил...» Пушкина представляет собой слитный текст из двух четверостиший пятистопного ямба с перекрестной рифмой. Его цельность обусловлена как единством предмета, занимающего лирического героя, и его настроения, так и восходящей интонацией, подъемом тона на протяжении всего стихотворения. Она выявляется в устном воспроизведении, но, благодаря внутреннему слуху, очевидна и для читателя. Ее создает троекратное повторение признания «Я вас любил...», начинающего первую, пятую и седьмую строчки.


Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», анализ которого мы проведем, представляет собой восьмистишие разностопного ямба (нечетные строчки — шестистопные с мужским завершением, четные — четырехстопные с женской рифмой). Текст не распадается на четверостишия в связи с переносом: четвертая строка получает эмоциональное продолжение в пятой, заканчивающейся многоточием.


Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», обращенное к скрытому адресату («К***»), имеет реальную жизненную основу, так как было подарено поэтом предмету его чувства — Анне Петровне Керн. Знакомство с ней произошло в доме родственника Керн (президента Академии художеств А.Н. Оленина, жене которого А.П. Керн приходилась племянницей), во время пребывания Пушкина в Петербурге, еще до ссылки, в 1819 г. Во второй раз они увиделись через шесть лет.


Любовная лирика в пушкинском наследии занимает значительное место. Первое из дошедших до читателей стихотворений было адресовано одной из крепостных актрис графа В.В. Толстого, чей театр находился в Царском Селе, где Пушкин учился в лицее. В нем «юный болтун» признается в том, что ему случилось узнать, «Что за птица Купидон» (от лат. «пламенная страсть», в римской мифологии божество любви, его другое имя — Амур), так как он попался в сети миловидной танцовщицы. 


Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении. 


В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:


В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость.


Лирический герой стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев), анализ которого мы проведем, передает свое восхищение первыми грозами в начале мая. Он вслушивается в раскаты грома, воспринимая их как детскую резвость природы, заражающую весь мир, который «вторит весело» их игре. В первых трех четверостишиях (четырехстопный ямб) возникает образ грозы, «грохочущей», гремящей над лесом и горой. 


1-10 11-20 ... 1731-1740 1741-1750 1751-1760 1761-1770 1771-1780 ... 2851-2860 2861-2863