Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 1741-1750
Страницы: « 1 2 ... 173 174 175 176 177 ... 286 287 »

В оде «Вольность» Пушкина, анализ которой мы проведем, «изнеженной игре» противопоставлена «Свободы гордая певица», «гроза царей». Для воспевания свободы Александру Сергеевичу потребовался жанр оды, где личность поэта, его субъективность как бы затушевана, во всяком случае, не первостепенна. Поэт прославляет ценности, имеющие общий, универсальный смысл; он имеет право и даже обязан воспользоваться тем поэтическим стилем, который уже опробован в культуре. 


Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», анализ которого мы проведем, написано во второй период творчества Фета (1870-е годы), когда в настроении его лирического героя исчезает жизнеутверждающая тенденция из-за острого ощущения дисгармонии между идеальным представлением о красоте и влиянием земного «безумного» мира («О, не вверяйся ты шумному...», 1874— 1886).


В продолжение пушкинской мысли об «улыбке прощальной» жизни, которая ощущается в поздней любви на «закате печальном» существования человека на земле (А.С. Пушкин. «Безумных лет угасшее веселье...»), лирический герой стихотворения «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого мы проведем, видит в чувстве, посетившем его «на склоне... лет», зарю, вечерний свет. Фрагмент состоит из трех четверостиший четырехстопного метра.


В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!» Тютчева, анализ которого мы проведем, любовь предстает пограничным состоянием, когда человек на мгновение осознает свое высшее предназначение. Рассматривая его в контексте Денисьевского цикла, можно заметить, что обрисовка портрета возлюбленной является лишь преддверием философского анализа. Глаза любимой — это страстные очи, скрытые в густой тени ресниц, темные, как «волшебная... ночь».


Стихотворение «Завещание» (Лермонтов), анализ которого мы проведем, по стилистике отличается от исповедальных признаний от первого лица в других лирических произведениях, несмотря на то что предсмертная откровенность является в нем главной мотивировкой высказывания. Своеобразие «Завещанию» придает характеристика главного героя. Он настолько далек от автора, что лирическое содержание образа скрыто за передачей разговора умирающего воина с другом.


Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению.


В стихотворении «Сон» Лермонтова, написанном в последний период творчества (май — июль 1841 г.), любовь предстает «грустным сном», в который душа погружена «Бог знает чем» (строфа 4). Он видится и лирическому герою, и его возлюбленной, одной из «юных жен, увенчанных цветами» (строфа 3), оставшейся в родимой стороне и разлученной с предметом своих дум («Сидела там задумчиво одна...» — строфа 4), находящимся в Дагестане, то есть на Кавказской войне.


В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний.


В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями.


Конкретная дата, предваряющая текст (1 января), указывает на прототипическую основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого мы проведем. В нем претворяются впечатления от новогоднего бала в Дворянском собрании Петербурга. Это был праздник, где звучала музыка, суетилась и танцевала разряженная толпа. Лирический герой был захвачен блеском и пестротой бала, но погружался во внешнюю жизнь лишь наружно.


1-10 11-20 ... 1721-1730 1731-1740 1741-1750 1751-1760 1761-1770 ... 2851-2860 2861-2863