Тема любви в творчестве Стендаля
Пожалуй, самое яркое свидетельство аналитичности Стендаля - трактовка любви в его произведениях. Она - одна из главных и излюбленных тем писателя. На первый взгляд может показаться, что как раз в этой теме, в этой сфере разум и логика менее всего решают дело. Но началась она в его творчестве с трактата, который так и называется – "О любви" (1822); это анализ зарождения и развития любовного переживания; подробное описание тончайших нюансов и переходов этого чувства с радостного момента его возникновения до печального момента его остывания. Но это не только математическая логика в применении к проблеме любви. Чувство любви здесь неразрывно связано с нравами эпохи, национальным характером. Не только логика, но и история и социология привлекаются Стендалем к исследованию. А как изображает Стендаль любовь в своих романах? Любовь госпожи де Реналь и любовь Матильды - это прежде всего два типа женской любви, в корне друг от друга отличающихся. Это не просто два женских характера, это именно два типа чувств; при всей их яркой индивидуальности они в то же время - как бы объекты научной демонстрации разных типов любви: самоотверженной и до конца преданной - и тщеславной, рассчитанной на внешний эффект. Если отношения между госпожой де Реналь и Жюльеном - это в общем-то еще арифметика любви, то отношения Матильды и Жюльена - это уже, так сказать, ее алгебра, и мы воспринимаем эту историю не только с сильнейшим эмоциональным сопереживанием, но и как научную демонстрацию тезиса Стендаля о том, что на первых порах сила ответной любви обратно пропорциональна силе твоей собственной. У Пушкина эта мысль подана в отчетливо шутливом, ироническом ключе: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". У Стендаля это серьезное соревнование натур, темпераментов и умов - в страсти! Именно это лежит в основе и первоначальной расчетливой холодности Матильды, и напускного равнодушия Жюльена, и оба они это прекрасно осознают. Тут идет настоящая борьба - кто кого. Да еще есть и осложняющие обстоятельства: помимо всего прочего, тут развивается любовь двух людей, неравных по своему социальному положению, - любовь аристократки и плебея. В общем, возвращаясь к исходным рассуждениям, еще раз подчеркну, что стендалевская художественная проза являет собой удивительное сочетание эмоциональности и логичности, спонтанности и аналитичности, и это то, что прежде всего в ней интригует и завораживает. Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3211
| |