Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Стендаль

Стендаль: итальянская тема в жизни и творчестве. "История живописи в Италии"

  • Статья
  • Еще по теме

Уже от рождения Стендаль был натурой очень впечатлительной и эмоциональной. Мать его была итальянка, образованная женщина, читала сыну итальянских писателей и поэтов в подлинниках. Видимо, это она успела привить сыну любовь ко всему итальянскому. Итальянская тема занимает одно из главных мест во всем творчестве Стендаля и вообще в его жизни: дневники "Рим. Неаполь и Флоренция". "Прогулки по Риму", роман "Пармская обитель", сборник новелл "Итальянские и венецианские хроники". Стендаль много раз и подолгу бывал в Италии - то в качестве участника наполеоновских походов, то просто в качестве туриста, то как государственный чиновник и дипломат. Естественно, у него масса наблюдений об итальянском искусстве, нравах, национальном характере. Тема сопоставления двух национальных характеров - итальянского и французского - сквозная тема размышлений Стендаля.

Французов Стендаль упрекал за тщеславие - они не могут быть счастливыми, потому что для них самая высокая радость - это радость тщеславия (что скажут о тебе другие). В XVI в. во Франции родился дух галантности, подготовивший постепенное уничтожение всех страстей, и даже любви, ради нового жестокого тирана, которому послушны все мы и чье имя - ТЩЕСЛАВИЕ.

В Италии, наоборот, человек мог выдвинуться в любой области как мастерским ударом шпат, так и изучением старинных рукописей. В Италии в XVI столетии женщины отличали мужчин, знающих греческий язык, так же и даже лучше, чем прославившихся воинской доблестью. Там существовали истинные страсти, а не одна лишь галантность.

В итальянцах же Стендаля подкупала их ничем не омрачаемая страсть, равнодушие к общественному мнению, желание и умение следовать порывам своей души. "Эти удивительные люди - писал Стендаль. - могут быть остановлены в своем импульсе только недостатком денег или чистой невозможностью".

Тщеславие французов он отмечал повсюду - в общественном поведении, в личной жизни, даже в искусстве. Критикуя затянувшееся увлечение классицизмом во французской литературе, Стендаль во многом относил это за счет тщеславия как национальной черты (мол, вопреки всем веяниям времени мы будем считать, что лучше нашего XVII в. ничего не было; мы дали тогда эталоны миру, он сейчас об этом забыл, но мы это помним!). Конечно, Стендаль тут во многом был прав. Например, то обстоятельство, что трагедия тщеславия и самолюбования играет во всей французской литературе XIX в. (и у того же Стендаля) огромную роль, подтверждает это стендалевское предположение. Ведь крушение судеб героев - здесь, как правило, крушение честолюбивых стремлений (у англичан ведь не так!). И когда Стендаль умер, по его завещанию на могиле на монмартрском кладбище была выгравирована надпись по-итальянски: "Арриго Бейль, миланец, писатель, любовник, ученый" -надпись, далеко не чуждая тщеславия.

Стендаль постоянно подчеркивает цельность натуры итальянцев, их страстность. Таким образом, сам интерес к проблеме страсти свидетельствует о повышенной эмоциональности стендалевской натуры

Но вот другое увлечение Стендаля - точные науки, логическое мышление, принципы исследования. Конечно, это не просто индивидуальные увлечения, но за ними, бесспорно, стоит и нечто более глубокое - это веяние новой эпохи, когда вообще принципы позитивизма, научного знания стали главным принципом мироощущения.

Во всей эмоциональной жизни самого Стендаля с тех пор неизменно присутствует стремление к логическому осмыслению своих переживаний. Когда он путешествует по Италии, он путешествует не просто как влюбленный в эту страну турист, но и как ее летописец - он обязательно все подробно записывает в дневник, потом издает путевые заметки. Он не просто восхищается итальянским национальным характером - он пытается исследовать причины, условия его формирования именно в таком виде. Повсюду у него интерес ученого и исследователя (хоть он и дилетант).

"История живописи в Италии"

Казалось бы, человек, начавший с увлечения музыкой, с биографий Гайдна, Моцарта и Метастазио, должен был бы поддаться влиянию романтизма больше, чем кто-либо другой. Но первые шаги Стендаля как теоретика искусства сразу продемонстрировали его отличие от романтических критиков. Однако самое удивительное состоит в том, что он сам считал себя романтиком, и его первое крупное выступление на ниве эстетики как будто сближает его с романтиками.

В 1817 г. появляется его труд "История живописи в Италии". Основная идея автора - сопоставление античного и современного эстетического идеала. В античности красота ассоциируется с физическим совершенством, а в современности - с глубиной чувств и интеллекта, что отражается во взгляде и в лице. Попробуйте представить себе Венеру Милосскую, аргументирует Стендаль, с выразительными глазами: у античных скульптур нет такого параметра, да и вообще в скульптуре трудно передать выражение глаз.

Вслед за Шатобрианом и мадам де Сталь Стендаль приходит к сугубо открытому, широкому выводу: нет абсолютного идеала красоты, каждое время имеет свой идеал. До этого сходные мысли высказывал, надо отметить, и Фридрих Шлегель, правда, он не пошел дальше, объявив бесконечные художественные поиски новым эстетическим идеалом. Стендалю нужны более конкретные позитивные установки: так, его восхищает “Гамлет" Шекспира как пример передачи внутренней жизни человека.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4728